Мы полагаем, что предоставление вычета не зависит от того, занимается ли ребенок трудовой или предпринимательской деятельностью. Главное – соблюдение требований предоставления вычета. Для этого должно быть соблюдено несколько условий:
1) вычет предоставляется, если ребенок (в возрасте до 24 лет) обучается по очной форме;
2) учебная организация (ИП), предоставляющая образовательные услуги, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности;
3) налогоплательщик имеет документы, подтверждающие его фактические расходы за обучение (договор с образовательной организацией и документы, подтверждающие оплату).
Других случаев-исключений, при которых родитель теряет право на получение налогового вычета, Налоговым кодексом не предусмотрено.
Следует заметить, что формулировки пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ для применения стандартного вычета на детей содержат именно такое условие, как «нахождение ребенка на обеспечении родителя». Данная норма не оперирует такими понятиями, как «приобретение ребенком полной дееспособности», «находится на иждивении» или «находится на полном обеспечении».
Мы полагаем, что в целях применения норм НК РФ не стоит отождествлять понятие «находится на обеспечении» понятию «находится на иждивении», которое также упоминается в НК РФ (например, в п. 7 ст. 255 НК РФ).
Из ст. 179 ТК РФ (обратиться к этой норме нам позволяют положения п. 1 ст. 11 НК РФ) следует, что иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Как видим, в ситуации, когда речь идет именно об отсутствии у лица самостоятельных источников дохода, законодатель, в том числе в НК РФ, использует термин не «обеспечение», а «иждивение».
Поэтому в случае, если ребенок занимается предпринимательской деятельностью и имеет самостоятельный источник дохода в виде заработной платы, он все равно может находиться на обеспечении родителей.