Согласно абз. 8 п. 6 Методических рекомендаций, если для определенных видов (модификаций) автомобильной техники нормы расхода ГСМ отсутствуют, то по решению юридического лица, осуществляющего эксплуатацию ТС, в отношении данных ТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. Вместе с тем в письме Минфина России от 13.12.2013 № 02-10-010/55111 отмечается, что для организаций бюджетной сферы применение Методических рекомендаций не является обязательным, а значит, и положения п. 6 не обязательны к применению (см. решение АС Ярославской области от 03.10.2014 по делу № А82-9872/2014). Поэтому государственные (муниципальные) учреждения имеют право самостоятельно разработать нормы расхода ГСМ (письма Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61), используя:
- норматив, рассчитанный на основании технической документации завода – изготовителя автотранспортного средства;
- результаты контрольных замеров, произведенных самостоятельно, и информацию, указанную в технических документах завода-изготовителя.
В том случае, если учреждение решит установить нормы расхода ГСМ самостоятельно, соответствующие контрольные замеры должны быть проведены уполномоченной комиссией. К работе в комиссии должны быть привлечены специалисты конкретной области, работающие в учреждении, и(или) привлеченные физические лица со стороны. По результатам проведенных контрольных замеров устанавливаются нормы расхода топлива с учетом режима эксплуатации транспортного средства, а также дорожно-транспортных, климатических и иных факторов. О факте того, что экономическая обоснованность произведенных затрат на приобретение ГСМ может быть подтверждена нормами расхода ГСМ, которые установлены учреждением самостоятельно, свидетельствует также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 № А53-3254/2010, в котором указано, что документальным подтверждением выступает акт, утвержденный приказом руководителя, который отражает данные контрольного замера по конкретной единице автомобильной техники.
Таким образом, результаты проведенных комиссией замеров (испытаний) можно оформить Актом контрольного замера расхода топлива автомобиля, который составляется в произвольной форме с учетом требований к обязательным реквизитам для первичного документа, поименованных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 стандарта «Концептуальные основы». После этого приказом руководителя на основании Акта устанавливаются нормы расхода топлива на конкретную модель транспортного средства.
К нормативам, рассчитанным на основании технической документации завода-изготовителя, и самостоятельно произведенным замерам могут быть применены поправочные коэффициенты (например, при использовании кондиционера, эксплуатации в зимнее время, в городских условиях и т. д.), рекомендованные п. 5 Методических рекомендаций.
Установленные учреждением нормы могут отличаться от норм, указанных в технической документации завода-изготовителя. Но любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых соответствующей комиссией учреждения. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями транспортного средства.
Нельзя не отметить, что в некоторых разъяснениях финансового ведомства самостоятельно разработанные учреждением нормы расхода ГСМ предлагается утвердить в качестве «временных» до получения от научной организации, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике, соответствующей информации (письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67). Безусловно, подобный подход исключит все возможные негативные последствия при проверках.
С учетом изложенного можно предположить, что Методические рекомендации имеют рекомендательный характер и несоблюдение установленного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (письма Минфина России от 13.12.2013 № 02-10-010/55111, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, постановления ФАС Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29 (ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08)), АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 № Ф08-5527/15 по делу № А53-24671/2014).