Земельный участок мог учитываться по нормативной цене земли при условии отсутствия данных о кадастровой стоимости и закреплении соответствующих положений в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:

В первую очередь необходимо отметить, что муниципальным учреждениям, а также органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ).

Действующие в настоящее время правила бухгалтерского учета предусматривают учет таких активов на балансе организаций госсектора. Ранее, с 01 января 2011 года и до перехода на учет согласно требованиям Инструкции № 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н, земельные участки, используемые на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (письма Минфина России от 21.10.2011 № 02-06-07/4680, от 31.08.2012 № 02-06-10/3473).

Новые стандарты бухгалтерского учета предусматривают обязательный учет земельных участков, предоставленных организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования, на счете 103 00 «Непроизведенные активы» (п. 70 Инструкции № 157н). При этом должны выполняться следующие условия:

1) за организацией госсектора закреплено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что подтверждается соответствующим документом (п.п. 36, 70, абз. 2 п. 71 Инструкции № 157н);

2) участки используются в процессе деятельности организации (п. 70 Инструкции № 157н);

3) земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот (письма Минфина России от 29.08.2019 № 02-07-10/66543, от 19.06.2019 № 02-07-10/44688, от 14.03.2019 № 02-07-10/16863, от 12.10.2018 № 02-07-10/73599).

Также следует учитывать, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

Во всех остальных случаях земельные участки, собственность на которые принадлежит публично-правовому образованию, учитываются в составе муниципальной казны – на отдельном аналитическом счете, открытом к счету 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Кроме того, в органе управления имуществом казны переданные в аренду участки должны одновременно отражаться на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

Также положениями Инструкции № 157н предусмотрен балансовый учет земельных участков только по их кадастровой стоимости, если они расположены на территории РФ, или стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат включению в кадастр недвижимости (ч. 5 ст. 8 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» до утверждения в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.

Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в ч. 2 ст. 11 Закона № 38-ЗРК земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливался Советом министров Республики Крым (постановление Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 № 450).

С учетом приведенной особенности по определению стоимости земельных участков на территории Республики Крым полагаем, что в бюджетном учете муниципального казенного учреждения публично-правового образования Республики Крым земельный участок мог учитываться по нормативной цене земли. При этом, так как положениями Инструкции № 157н не предусмотрен учет земельных участков в бюджетном учете по нормативной цене земли, в учетной политике казенного учреждения необходимо зафиксировать подобный порядок учета с соблюдением требований абз. 8 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н. Также подобный порядок может содержаться в нормативных документах или рекомендациях органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Если же учреждение на момент отражения хозяйственной операции в учете обладало данными о кадастровой стоимости, то при ведении бухгалтерского учета субъект учета в первую очередь должен руководствоваться положениями Инструкции № 157н. Более того, в настоящее время постановление Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 №450 признано утратившим силу. Следовательно, все противоречия устранены.