Обязанность работодателя удерживать алименты с заработной платы работника возникает со дня получения исполнительного документа (апрель 2020 года). Имеющаяся задолженность по алиментам, образовавшаяся за определенный период до получения исполнительного листа, удерживается работодателем на основании отдельного постановления судебного пристава-исполнителя.

Обоснование вывода:

Частью первой ст. 137 ТК РФ установлено, что удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. На основании ст. 109 Семейного кодекса РФ, ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» работодатель со дня получения исполнительного документа обязан ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, и в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и иных доходов выплачивать (переводить) алименты взыскателю. Таким образом, обязанность работодателя удерживать алименты с заработной платы работника в рассматриваемом случае возникла с 15.04.2020.

Исполнительный документ может быть направлен работодателю как судебным приставом-исполнителем, так и непосредственно взыскателем. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ. В отсутствие такого заявления работодатель не должен производить удержания по исполнительному документу.

Если исполнительный лист получен работодателем уже после выплаты заработной платы за период, за который в соответствии с исполнительным документом должны удерживаться алименты, удержание производится только из выплат за последующие месяцы в соответствии с размером, установленным в исполнительном документе.

С учетом положений ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, ст. 109 СК РФ работодатель должен в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы выплачивать или переводить денежные средства взыскателю (см. также решение Ленинского районного суда г. Костромы Костромской области от 16.11.2017 по делу № 2-1233/2017).

Из буквального толкования ст. 98 Закона № 229-ФЗ следует, что оснований для удержания алиментов из заработной платы работника, выплаченной до получения работодателем исполнительного листа, не имеется. Задолженность работника по алиментным обязательствам, которая образовалась в период до получения исполнительного листа работодателем, должна быть определена судебным приставом-исполнителем (ст. 102 Закона № 229-ФЗ). Такой расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 14 Закона № 229-ФЗ), в котором указывается размер или сумма удержания, задолженность в твердой денежной сумме, порядок удержания, банковские реквизиты взыскателя, по которым следует перечислять денежные суммы (Методические рекомендации Федеральной службы судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов (текст опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2005 г., № 3)). Следует отметить, что положения ч. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ сформулированы вполне определенно и не содержат указаний на возможность исключений из общего порядка расчета задолженности судебным приставом. Поэтому алименты, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, могут быть удержаны из заработной платы работника только на основании постановления судебного пристава-исполнителя, в котором содержатся указанные данные.

Данный подход находит отражение и в судебной практике: так, Восточно-Сибирский окружной военный суд Забайкальского края в определении от 11.05.2017 по делу № 33а-83/2017 указал, что работодатель обязан производить удержания точно в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, поскольку законодательно он не наделен правом самостоятельного решения вопроса об изменении размера взысканных алиментов. Более того, суды отмечают, что даже прямое поручение судебного пристава произвести расчет задолженности, адресованное работодателю, не соответствует положениям ч. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2015 по делу № 33а-21172/2015). Поэтому полагаем, что в подобной ситуации работодателю следует направить взыскателя к судебному приставу-исполнителю для вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам.

В то же время объективности ради отметим, что когда работодатель в полной мере обладает данными, достаточными для определения размера задолженности (например, знает сумму выплат за период до предъявления исполнительного листа), ничто не мешает ему произвести расчет размера задолженности и соответствующие удержания. Такая позиция поддержана, например, в решении Подольского городского суда Московской области от 26.11.2018 по делу № 2-5155/2018, где суд пришел к выводу о том, что постановление, в котором судебный пристав-исполнитель определяет размер задолженности должника по алиментам, необходимо в ситуации, если такой гражданин не работает. В обратном случае работодатель определяет размер задолженности исходя из заработка должника.

К сведению: согласно п. 2 ст. 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума. Соответственно, при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства либо организация или иное лицо, исполняющие исполнительный документ, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины – пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации (п. 1 ст. 117 СК РФ, ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При этом величина прожиточного минимума определяется ежеквартально (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») и, как правило, по окончании этого квартала. Однако ни Семейный кодекс РФ, ни Закон № 229-ФЗ не устанавливают порядок применения вновь принятого нормативного акта о размере прожиточного минимума на предыдущий квартал судебным приставом-исполнителем или иным лицом, исполняющим исполнительный документ (в т. ч. работодателем).

Очевидно, что, поскольку алименты в целях обеспечения содержания алиментополучателя подлежат удержанию в текущем порядке начиная с даты поступления исполнительного листа работодателю, он не может отказать алиментополучателю в удержании алиментов за второй квартал 2020 г., ссылаясь на то, что не принят соответствующий нормативный акт о размере прожиточного минимума в этом квартале. Поэтому, на наш взгляд, он обязан производить текущие удержания исходя из предыдущего утвержденного размера прожиточного минимума в первом квартале 2020 г. Иначе работодатель занимался бы всегда лишь удержанием задолженности по алиментам, а не текущих алиментов, что не соответствует ни Семейному кодексу РФ, ни Закону № 229-ФЗ. Косвенно этот вывод подтверждается разъяснениями Федеральной службы судебных приставов. Так, в п. 5.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, письме Федеральной службы судебных приставов от 21 декабря 2011 г. № 12-01-31164-АП «О порядке индексации алиментов» содержится указание при индексации алиментов установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.

После утверждения уполномоченным органом размера прожиточного минимума на второй квартал 2020 г. работодатель обязан соответственно этому размеру проиндексировать размер удержаний на будущее время (до утверждения размера прожиточного минимума на следующий квартал), но также и осуществить перерасчет размера алиментов за данный квартал, удержав недостающую сумму как задолженность по алиментам. Несмотря на то, что такой перерасчет прямо не предусмотрен вышеприведенными актами, он соответствует смыслу законодательства (см. решение Вологодского городского суда Вологодской области от 21 января 2015 г. по делу № 2-642/2015).