Согласно п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ автономным и бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Размеры субсидий определяются учредителем исходя из расчета нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов.
Документом, определяющим направления использования бюджетным или автономным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план ФХД, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с Требованиями, предусмотренными приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н.
Положениями данного приказа не установлено требование, что плановые показатели по выплатам должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Следовательно, учреждение самостоятельно планирует направления расходования субсидии, выделенной учредителем на выполнение государственного (муниципального) задания.
Учитывая изложенное, в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного (муниципального) задания, указанные средства могут быть направлены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, в том числе и на премирование сотрудников, с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД). При этом перераспределение данных средств между видами расходов не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных (муниципальных) услуг, утвержденных в государственном (муниципальном) задании (подобная позиция отражена в письме Минфина России от 12.07.2012 № 02-13-06/2703).
Аналогичный подход существует и в судебной практике. Так, Десятый арбитражный апелляционный суд рассматривал дело о том, как учреждение культуры (центр досуга) выплачивало из средств субсидии на выполнение муниципального задания премии к памятным датам (Всероссийский день работника культуры, 30-летие учреждения), а контрольно-счетная палата расценила эти расходы как нецелевые – не связанные с выполнением задания. Суд поддержал учреждение, указав, что премии на общую сумму 855 тыс. руб. выплачивались за счет экономии ФОТ: часть субсидии была сэкономлена (при полном выполнении задания). Муниципальные правовые акты и положение о премировании учреждения разрешают стимулировать работников в пределах экономии ФОТ. Право производить такие выплаты передано работодателю (подведомственным учреждениям). Следовательно, спорные расходы отвечают действующему законодательному порядку и направлены на реализацию и достижение целей выполнения муниципального задания (см. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу № А41-80709/2019).
Похожий вывод сделал и Верховный суд РФ по делу № А37-59/2019. Суд установил, что премии сотрудникам учреждения здравоохранения (больницы) на общую сумму 2,7 млн руб. по своему характеру и порядку выплаты относятся к премиям по итогам работы за месяц. При их назначении учитывалась прежде всего эффективность выполнения работником трудовой функции в течение определенного периода. Кроме того, госзадание было выполнено с превышением плановых показателей, что свидетельствует о достижении наилучшего результата использования бюджетных средств. Таким образом, контролирующий орган не подтвердил необоснованность осуществления за счет субсидии на выполнение госзадания выплат стимулирующего характера (см. Определение Верховного суда РФ от 02.04.2020 по делу № А37-59/2019).