В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и(или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном по правилам, установленным Законом № 400-ФЗ, с учетом увеличения, имевшего место в период осуществления работы и(или) иной деятельности за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и(или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
С 01 января 2023 года такой формой отчета является ЕФС-1. Данный отчет необходимо представить работодателю на застрахованное лицо не позднее следующего рабочего дня после увольнения.
Суммы проиндексированной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение СФР (ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч. 1–3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2, 2.4–2.6 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.
На примере это выглядит так.
Если 30 июля 2024 года пенсионер увольняется, то не позднее следующего рабочего дня (31 июля) работодатель-страхователь подает в СФР отчет, а в августе 2024 года (в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения) СФР выносит решение о проведении пропущенных индексаций. С 01 сентября 2024 года пенсионер получит уже полный (с учетом проведенных ранее индексаций) размер пенсии, а также разницу между новым размером пенсии и ранее полученным за август.
К сожалению, действующее пенсионное законодательство не содержит однозначной нормы, говорящей о том, на какой период работающий пенсионер может прервать свою трудовую деятельность, чтобы получить пропущенные индексации пенсии, а затем вновь трудоустроиться.
На наш взгляд, исходя из вышеуказанных норм и расчетов, для получения пропущенных индексаций пенсии работающему пенсионеру целесообразно увольняться в конце месяца (но не в последний день), чтобы работодатель-страхователь сдал за него отчет ЕФС-1 в месяце увольнения. Тогда пенсионер может вновь трудоустраиваться после вынесения решения СФР о восстановлении пропущенных индексаций пенсии. Но поскольку пенсионер не обладает сведениями о конкретной дате вынесения решения, то желательно трудоустраиваться по истечении полного отчетного календарного месяца (в нашем примере это август).