Удостоверение ветерана, выданное МВД России, может служить документом, подтверждающим право на стандартный налоговый вычет.

 

Обоснование вывода:

Пунктом 3 ст. 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (13 %), налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218–221 НК РФ, с учетом установленных особенностей.

Право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. имеют категории налогоплательщиков, перечисленные в пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ. В частности, право на этот вычет имеют граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ (письма Минфина России от 03.11.2017 № 03-04-05/72584, от 06.05.2008 № 03-04-06-01/117, от 30.07.2007 № 03-04-08-01/41, ФНС России от 30.03.2007 № 04-4-06/635@).

В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты (письма Минфина России от 29.07.2010 № 03-04-05/5-420, от 06.07.2009 № 03-04-06-01/155, УФНС России по г. Москве от 17.02.2011 № 20-14/014735).

При этом НК РФ не содержит перечня документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение стандартных налоговых вычетов.

Представители налогового ведомства разъясняют, что рассматриваемый вычет предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией МВД России или соответствующими органами РФ (вопрос 4 письма Управления МНС РФ по г. Москве от 22.12.2003 № 27-08/70659).

В названном письме также указывается, что согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01 января 1992 года либо Правительством РФ.

Перечень лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, приведен в п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах.

Согласно п. 2.11 Инструкции..., утвержденной постановлением Минтруда России от 11.10.2000 № 69, права и льготы, установленные ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп.пп. 1–4 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах, реализуются на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» от 17.01.1983 № 59-27.

Отметим, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах к ветеранам боевых действий в том числе относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники указанных органов, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приведен в приложении к Закону о ветеранах.

Единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий утвержден постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 № 763.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением № 763).

В свою очередь, приказом МВД РФ от 07.05.2004 № 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД РФ.

Пунктом 2 названного приказа установлено, что в системе МВД РФ функции по заполнению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий осуществляют ДГСК МВД России, ФЭД МВД России, УК ГКВВ МВД России, кадровые и пенсионные подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне, кадровые подразделения оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России.

Исходя из изложенного, считаем, что удостоверение ветерана, выданное МВД России в соответствии с постановлением № 763, является документом, подтверждающим право на применение соответствующего налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ (письмо Минфина России от 24.04.2009 № 03-04-07-01/127).

При этом, на наш взгляд, учитывая приведенное выше письмо налогового ведомства, организация вправе запросить у сотрудника справку из органа, выдавшего удостоверение, подтверждающую, что сотрудник участвовал в действиях, названных в пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, либо копию военного билета, в котором могут быть указаны соответствующие сведения.

Отметим, что представители Минфина России в письме от 09.06.2015 № 03-04-05/33278 разъяснили, что для подтверждения права на получение рассматриваемого налогового вычета налогоплательщику необходимо представить документы, подтверждающие его участие в боевых действиях, например удостоверение ветерана боевых действий. Причем здесь же рекомендуется за получением информации о требующихся документах в конкретной ситуации обратиться в налоговый орган.

Поэтому, полагаем, при наличии сомнений работодатель (налоговый агент) также вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

При этом напомним, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (налогового агента) (п. 7 ст. 3 НК РФ). Также следует учитывать, что письмо налогового ведомства не является нормативно-правовым актом (п. 2 ст. 4 НК РФ), что делает его необязательным для применения налогоплательщиками (налоговыми агентами).