В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» порядок разработки и утверждения программы профилактики рисков причинения вреда утверждается Правительством Российской Федерации и должен предусматривать ее общественное обсуждение. Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 990 утверждены Правила разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – Правила).
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 990 настоящее постановление применяется к разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, начиная с разработки и утверждения программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год.
Как следует из п. 1 Правил, рассматриваемые Правила устанавливают порядок разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами для реализации в очередном календарном году программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – программа профилактики) по соответствующему виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля.
Таким образом, федеральное законодательство установило, что программа профилактики разрабатывается контрольным органом в соответствии с теми требованиями, которые установило Правительство РФ. При этом проект программы профилактики направляется в общественный совет при контрольном (надзорном) органе в целях его обсуждения (п. 13 Правил).
Данную норму, по нашему мнению, следует расценивать как специальную по отношению к ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», согласно которой органы местного самоуправления вправе, а не обязаны создавать общественные советы.
К сведению: первоначальным вариантом законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предлагалось установить, что такой порядок наряду с общественным обсуждением программы профилактики рисков причинения вреда должен предусматривать ее независимую экспертизу общественными объединениями контролируемых лиц, а в случае их отсутствия – одобрение общественным советом КНО.