Прежде всего отметим, что противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и(или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу части первой ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Данная обязанность распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств (см., например, решение Новоселицкого райсуда Ставропольского края от 19.08.2020 по делу № 2-289/2020, решение Ессентукского горсуда Ставропольского края от 13.07.2020 по делу № 2а-1032/2020).
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать (часть вторая ст. 13.3 Закона № 272-ФЗ):
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В других положениях Федерального закона «О противодействии коррупции», иных законодательных актах не предусмотрена обязанность проходить обучение по противодействию коррупции.
Ранее во исполнение пп. «а» п. 28 Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 29.06.2018 № 378, организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, действительно должны были обеспечивать ежегодное повышение квалификации лиц, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Однако в актуальном на сегодняшний день Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478, положений, идентичных изложенным выше, не содержится. Между тем данное обстоятельство не снимает с организаций обязанностей по обучению работников в целом. Согласно п. 39 действующего Национального плана руководителям организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, рекомендовано обеспечить участие работников, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, а также участие в проведении закупок товаров, работ, услуг, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, в том числе их обучение по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции. В отношении лиц, впервые поступивших на работу, рекомендуется обеспечить их участие в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции. Информация об исполнении рекомендаций ежегодно, до 01 февраля, подлежит представлению в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для подготовки сводного доклада.
Таким образом, несмотря на отсутствие в законодательстве прямой обязанности работодателя по повышению квалификации работников в сфере противодействия коррупции, необходимость ежегодной актуализации знаний таких работников не утратила свою значимость.
Кроме того, согласно информации Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.09.2019 «Меры по предупреждению коррупции в организациях», рекомендуется обеспечивать систематическое, например, один раз в год, обучение работников организации по вопросам противодействия коррупции путем их направления в образовательные организации, реализующие программы по антикоррупционному обучению, либо самостоятельно.
Таким образом, законодательство не предусматривает обязанности проходить обучение по противодействию коррупции, периодичность повышения квалификации работников, ответственных за противодействие коррупции, определяется работодателем самостоятельно, но с учетом вышеназванных положений. Министерством труда и социальной защиты РФ рекомендуется обеспечивать систематическое, например, один раз в год, обучение работников организации по вопросам противодействия коррупции.