Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ч. 3 ст. 10 прямо не называет руководителей муниципальных учреждений как субъектов, обязанных принимать меры по предотвращению конфликта интересов. Вместе с тем установленный данной нормой перечень субъектов, на которых распространяется эта обязанность, является открытым, поскольку в нем упоминаются «иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами».
В ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» говорится, что лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее – заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.
Однако обязанность принимать меры по урегулированию конфликта интересов возлагается на руководителя некоммерческой организации только в случае заключения сделок с заинтересованными лицами (ч. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ). Очевидно, трудовой договор сделкой не является. Поэтому, на наш взгляд, положения ч. 3 ст. 10 Закона № 273-ФЗ не должны распространяться на руководителей муниципальных учреждений.
В то же время обращаем Ваше внимание на ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ, где сказано, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать, в том числе, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Для помощи организациям в разработке и принятии мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013. Типовые ситуации конфликта интересов приведены в Приложении 3 к Рекомендациям и включают, в том числе, следующие:
- участие работника в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность;
- участие работника в принятии кадровых решений в отношении вышеуказанных лиц.
Поскольку мать – руководитель учреждения может принимать кадровые решения в отношении находящейся в ее подчинении дочери, в том числе такие, которые могут принести материальную выгоду (например, премирование), то сложившаяся ситуация может быть расценена как конфликт интересов.
Чтобы узнать, обязан ли руководитель учреждения принимать меры по урегулированию конфликта интересов, рекомендуем проанализировать устав учреждения и положение о муниципальных учреждениях, утвержденное учредителем (при наличии). Если в этих документах ничего не сказано об обязанности руководителя учреждения принимать меры по урегулированию конфликта интересов, можете заключать трудовой договор.