Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. В ч. 11 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Таким образом, минимальный процент, достаточный для того, чтобы заседание представительного органа считалось правомочным – 50. Вместе с тем по некоторым вопросам указанного минимального процента для принятия решения бывает недостаточно. В связи с этим необходимо различать «правомочность заседания представительного органа» и «правомочность принятия решения представительным органом».
Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрены определенные требования к порядку принятия некоторых категорий муниципальных правовых актов. Так, устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов, а решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Кроме этого решение представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 8 ст. 741 Федерального закона № 131-ФЗ).
В связи с изложенным в уставе муниципального образования необходимо определить правомочность заседания представительного органа (это может быть минимальный процент – 50 либо иная цифра, больше названной, например – 70), а также указать, по каким вопросам решения принимаются 2/3 голосов. Помимо перечисленных случаев, уставом могут быть предусмотрены
и иные вопросы, решение по которым принимается квалифицированным большинством голосов. Эти нормы могут также содержаться в регламенте представительного органа. Вместе с тем обращаем Ваше внимание на то, что нормы регламента не должны противоречить нормам устава. Если, тем не менее, это произошло, применяются нормы устава, поскольку он является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов (ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ).
Как следует из Вашего обращения, представительный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования состоит из 10 депутатов. Полномочия 5 депутатов были прекращены досрочно в связи с их отставкой по собственному желанию. Таким образом, на сегодняшний день в составе представительного органа муниципального образования 50 процентов от установленной численности депутатов.
Вместе с тем осуществлять свои полномочия согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган может в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Для Вашего муниципального образования – это 7 депутатов. Поскольку на данный момент в представительном органе муниципального образования осталось только 5 депутатов, осуществлять свои полномочия он не может.
Аналогичной позиции придерживается и Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.09.2019 № 3-АПА19-7).
Такой же позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации, указавший в Определении от 2 июля 2009 года № 1006-О-О указал, что полномочия сформированного в полномочном составе представительного органа муниципального образования могут быть прекращены, когда в результате выбытия отдельных депутатов остается менее двух третей от их установленной численности и осуществление таким органом принадлежащих ему полномочий становится невозможным.
При этом следует учитывать, что состав представительного органа муниципального образования может быть восполнен в порядке, предусмотренном п.п. 8 и 9 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно путем назначения дополнительных выборов.