В соответствии с правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 26 декабря 2018 г. № 480 (далее – Правила), проекты организации дорожного движения (далее – ПОДД) представляют собой брошюру в переплете формата 297 х 420 (A3) и/или 210 х 297 (А4), CD-ROM и/или электронного носителя информации (п. 64 Правил).
При ведении бюджетного учета казенные учреждения руководствуются положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства», «Концептуальные основы», Инструкций № 157н и 162н. Данные нормативные правовые акты не дают однозначного ответа на вопрос, необходимо ли учитывать ПОДД в составе основных средств или нематериальных активов (далее – НМА).
В то же время к НМА относятся объекты нефинансовых активов, одновременно удовлетворяющие условиям, перечисленным в п. 56 Инструкции № 157н, в частности, у НМА должна отсутствовать материально-вещественная форма. Кроме того, к НМА не относятся материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (п. 57 Инструкции № 157н). Таким образом, ПОДД, как в печатном варианте, так и на диске, не могут учитываться в качестве объектов НМА.
Вместе с тем п. 1 ст. 1259 ГК РФ предусмотрено, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, такие как произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Поэтому если говорить о праве на разработанную документацию, то при выполнении условий, поименованных в п. 56 Инструкции № 157н, оно может учитываться в качестве НМА. Более того, если учреждением планируется вовлечение ПОДД в экономический оборот, то целесообразно надлежащим образом оформить документы, устанавливающие исключительное право на актив, и учитывать ПОДД в качестве НМА.
В соответствии с положениями СГС «Основные средства», Инструкции № 157н книжная, печатная продукция может учитываться следующим образом:
- на счете 101 08 «Прочие основные средства» учитываются объекты библиотечного фонда (п. 8 СГС «Основные средства», п. 3 Методических рекомендаций по применению СГС «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237);
- на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» учитывается книжная, иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности (п. 118 Инструкции № 157н);
- на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования» учитываются периодические издания (газеты, журналы и т. п.), приобретаемые учреждением для комплектации библиотечного фонда (п. 377 Инструкции № 157н).
При этом также следует учитывать, что:
- ПОДД, как в печатном виде, так и представленный на диске, прежде всего подтверждает факт оказания соответствующих услуг;
- стоимость оказанных услуг не учитывается при формировании стоимости какого-либо нефинансового актива (как учитывается, например, при формировании стоимости строящегося здания стоимость работ по разработке проектно-сметной документации).
По нашему мнению, ПОДД не в полной мере соответствует понятию нефинансового актива (в том числе основного средства), так как фактически он является отчетным документом, подтверждающим надлежащее оказание определенных услуг. Поэтому определять код ОКОФ нет необходимости.
По экономическому содержанию рассматриваемые затраты сходны с затратами на оплату каких-либо услуг, а текстовые документы и документы, представленные на диске, являются подтверждением их оказания.
В то же время Инструкция № 157н предусматривает введение дополнительных забалансовых счетов для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета (п. 332 Инструкции № 157н).
При введении дополнительного забалансового счета поступление ПОДД следует отражать путем его увеличения. Аналитический учет может быть организован в разрезе объектов учета (ПОДД) и материально ответственных лиц. Это обеспечит контроль за его использованием. Дополнительно введенный забалансовый счет и порядок учета на нем должны быть закреплены в учетной политике учреждения.
Как было отмечено выше, по экономическому содержанию рассматриваемые затраты сходны с затратами на оплату услуг. Следовательно, расходы по договорам на работы по разработке проекта организации дорожного движения следует отразить с применением элемента видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 10.2.6 Порядка № 209н).
На основании изложенного и положений Инструкции № 162н рассматриваемая ситуация может быть отражена в бюджетном учете казенного учреждения следующими записями:
1. Дебет КРБ 1 401 20 226 (1 109 ХХ 226) Кредит КРБ 1 302 26 73Х – учтены затраты на разработку ПОДД.
2. Дебет КРБ 1 302 26 83Х Кредит КРБ 1 304 05 226 – произведена оплата по договору на разработку ПОДД.
3. Увеличение дополнительно введенного забалансового счета – отражено поступление в учреждение ПОДД.