Порядок отражения расчетов по предоставлению субсидий, предусмотренных ст. 78 БК РФ, в бюджетном учете органа местного самоуправления напрямую зависит от условий предоставления самих субсидий. При этом условия предоставления субсидий из местного бюджета определяются порядком, предусмотренным решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Так, если при предоставлении субсидии установлены условия о предоставлении ее получателем документов, подтверждающих факт использования средств субсидии на конкретные цели, то есть установлены условия при предоставлении актива (бюджетных средств), то расчеты до выполнения соответствующих условий их получателем учитываются в качестве дебиторской задолженности на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам» (п. 111 Инструкции № 162н). В случае если субсидии предоставляются на безвозмездной, безвозвратной основе и подтверждения выполнения каких-либо условий от получателя субсидии не требуется, то сумма предоставленных органом местного самоуправления средств может быть отнесена на финансовый результат непосредственно по факту перечисления денежных средств.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения:
- приказа Минфина России от 24 мая 2022 г. № 82н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее – Порядок № 82н);
- приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – Порядок № 209н).
Вместе с тем статьи (подстатьи) КОСГУ в целях ведения учета и составления отчетности применяются в зависимости от экономического содержания проводимых операций (п. 3 Порядка № 209н).
По элементу вида расходов 813 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий (грантов в форме субсидий) юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), в том числе в целях формирования уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, грантов в форме субсидий на возмещение произведенных расходов, если бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено условие о нераспространении казначейского сопровождения на указанные средства (п. 53.8.2.3 Порядка № 85н).
Таким образом, при принятии решения об осуществлении расходов по КВР 813 следует проанализировать положения нормативных актов публично-правового образования и соглашения о предоставлении субсидии в части:
- возможности квалификации предполагаемых расходов как направленных на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению;
- определено ли порядком (правилами) предоставления субсидий, что не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и(или) целями предоставления (информация Минфина России от 06 июня 2023 г. «Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в части применения КВР 813).
В соответствии с п. 10.4.4 на подстатью 244 «Безвозмездные перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на производство» КОСГУ относятся расходы на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) нефинансовым организациям государственного сектора на производство, при этом в примерах по подстатье 244 КОСГУ раздела 2.4.1.2 Руководства по применению КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 11.12.2020 № 02-08-10/109210, субсидии муниципальным унитарным предприятиям.
То есть расходы местной администрации, учредителя унитарного предприятия, на предоставление субсидий могут быть отражены по подгруппе видов расходов 813 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению» в увязке с подстатьей 244 «Безвозмездные перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на производство» КОСГУ.
В случае если условиями предоставления субсидии не установлено обязанности подтверждения получателем субсидии достижения определенных целей, то в бюджетном учете органа местного самоуправления подлежат отражению следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 244 – на основании соглашения отражено принятие бюджетного обязательства по предоставлению субсидии.
2. Дебет КРБ 1 502 11 244 Кредит 1 502 12 244 – отражено принятие денежного обязательства на дату возникновения обязательств по перечислению денежных средств.
3. Дебет КРБ 1 302 44 833 Кредит КРБ 1 304 05 244 – отражено перечисление средств субсидии с лицевого счета получателя бюджетных средств.
4. Дебет КРБ 1 401 20 244 Кредит КРБ 1 302 44 733 – расходы на предоставление субсидии отнесены на финансовый результат.