В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, например, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Элементы обустройства автомобильных дорог – сооружения, к которым относятся светофоры, дорожные знаки, дорожные ограждения, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

Во Ведении ОКОФ 013-2014 указано, что автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м.

При этом согласно п. 45 Инструкции № 157н обстановка дороги включает технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметку, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы, и учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Исходя из вышеизложенного, элементы обустройства дорог, такие как дорожные знаки, светофор, возможно трактовать как составную часть автомобильной дороги.

Решение вопроса об отнесении работ по оплате договора на установку недостающих элементов обустройства дорог (дорожных знаков, барьерных ограждений, элементов освещения остановок) на ту или иную статью КОСГУ будет зависеть от того, каким образом будет классифицирован договор: в качестве содержания имущества или модернизации (дооборудования, реконструкции). Такие вопросы не относятся к компетенции работников бухгалтерской службы учреждения. Решение о классификации договора должно быть принято профильной комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов с учетом компетенции и профессионального суждения уполномоченных должностных лиц, а также анализа технической и иной документации.

Исходя из положений п. 27 Инструкции № 157н, проводимые работы по модернизации (реконструкции, дооборудованию) относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объекта основных средств после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей его функционирования (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

В случае классификации данного договора комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов в качестве выполнения работ по модернизации (реконструкции, дооборудованию) объекта основного средства (автомобильной дороги) расходы следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В свою очередь, если данные работы будут классифицированы в качестве работ по содержанию объекта и поддержанию его текущих свойств, то такие расходы, как правило, не приводят к изменению функциональных и технических характеристик объекта и отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Окончательное решение в каждой конкретной ситуации должны принимать уполномоченные должностные лица учреждения, которые обладают полной информацией, в целях вынесения профессионального суждения по данному вопросу.

В рассматриваемой ситуации автомобильная дорога учтена в качестве единого инвентарного объекта. Работы по установке недостающих элементов обустройства дорог (дорожных знаков, светофора) выполняются для целей содержания дороги в нормативном состоянии.

Таким образом, в случае, если комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов будет принято решение, что расходы по установке недостающих элементов обустройства дорог не приводят к изменению функциональных и технических характеристик объекта и осуществляются в целях безопасности и восстановления эксплуатационных показателей объекта нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и т. п.) на изначально предусмотренном уровне, то такие расходы могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

К сведению: Сведения о проведенном ремонте должны отражаться в виде записей о произведенных изменениях (без отражения на счетах бухгалтерского учета) в графах 5–8 раздела 4 «Сведения о внутреннем перемещении объекта и проведении ремонта» Инвентарной карточки (ф. 0504031). Если же в результате проведения ремонтных работ изменяются признаки, характеризующие объект, такие как материалы, размеры, наименования важнейших комплектующих, детали, узлы, приспособления и принадлежности, относящиеся к основному объекту, то сведения об указанных изменениях отражаются в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта». Также нужно оформить пояснительную записку к Инвентарной карточке (ф. 0504031), где будут указаны особенности произведенных изменений (письмо Минфина России от 07.11.2019. № 02-07-10/86687). Соответственно, после проведения работ по содержанию автомобильной дороги, в рамках которых будут установлены светофор и дорожные знаки, необходимо будет их отразить в инвентарной карточке объекта «автомобильная дорога».