КБК в 2023 году определяется по приказу Минфина России от 17 мая 2022 г. № 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)», согласно которому пожертвования:

- от физлиц (ИП) поступают на КБК 000 2 07 05020 10 0000 150 «Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами получателям средств бюджетов сельских поселений»;

- от юрлиц поступают на КБК 000 2 04 05020 10 0000 150 «Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых негосударственными организациями получателям средств бюджетов сельских поселений».

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. При этом под вещью как объектом гражданских прав понимаются в том числе безналичные денежные средства (ст. 128 ГК РФ).

Жертвователь вправе обусловить использование пожертвования по определенному назначению, а при невыполнении этого условия – требовать отмены пожертвования, то есть возврата денежных средств (п.п. 3, 5 ст. 582 ГК РФ). При наличии такого условия в договоре оценить целевой характер использования пожертвованных средств возможно лишь после их использования. До того как будет подтвержден целевой характер расходов, сохраняется вероятность, что средства придется вернуть.

Денежные средства, полученные казенным учреждением по договору пожертвования без условий их использования, признаются в учете доходами текущего отчетного периода (счет 0 401 10 000). Если такие доходы получены с условиями передачи, они учитываются в составе доходов будущих периодов (счет 0 401 40 000). По мере реализации данных условий эти доходы признаются в учете в составе доходов текущего отчетного периода (счет 0 401 10 000).

Согласно положениям п.п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ денежные пожертвования, полученные казенными учреждениями, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. На сумму указанных поступлений учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов.

Обоснование. Денежные пожертвования – это доходы от необменных операций, которые признаются в бюджетном учете следующим образом (п. 39, 40 СГС «Доходы»):

- при передаче без условий их использования по определенному назначению относятся к доходам текущего отчетного периода по факту получения от передающей стороны;

- при передаче с условиями их использования по определенному назначению учитываются в составе доходов будущих периодов (в момент возникновения права на их получение). По мере реализации условий эти доходы признаются в учете в составе доходов текущего отчетного периода.

Казенные учреждения не вправе самостоятельно расходовать средства пожертвований. Они подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п.п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ). Вместе с тем на сумму таких поступлений казенному учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (п. 3 ст. 217 БК РФ, письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).

Согласно положениям п. 78 Инструкции № 162н доходы от денежных пожертвований учитываются в бюджетном учете с применением статьи 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» КОСГУ.

Бухгалтерские записи по начислению и перечислению указанных доходов в бюджет будут следующими (п.п. 78, 91, 104 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислены доходы в виде денежного пожертвования      

    1 205 5х 56х    

    1 401 10 15х    

1 401 40 15х

Поступили в бюджет денежные пожертвования

1 210 02 15х

1 205 5х 66х