Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ...» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В свою очередь, к элементам обустройства автодорог относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ). Положениями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» также установлено, что такие элементы обустройства дороги, как дорожные знаки, относятся к классу технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Учитываются элементы дорожного благоустройства в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования (п. 45 Инструкции № 157н). При этом анализ муниципальных нормативных актов показывает, что некоторыми публично-правовыми образованиями принимаются решения об учете дорожных знаков в реестре муниципального имущества в качестве отдельных (самостоятельных) объектов.
Таким образом, уполномоченный орган самостоятельно определяет порядок отражения указанных активов в реестре муниципальной собственности: в составе автомобильной дороги или в качестве отдельных объектов. От установленного порядка учета дорожных знаков в реестре будет зависеть и порядок их отражения в бюджетном учете.
Так, если порядком ведения реестра муниципального имущества муниципального образования установлена обязанность учитывать дорожные знаки в качестве отдельных объектов нефинансовых активов, то и в бюджетном учете органа местного самоуправления данные объекты должны отражаться в качестве самостоятельных объектов основных средств или материальных запасов в зависимости от решения, принятого постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов.
Если же порядком ведения реестра муниципального имущества соответствующего муниципального образования установлена обязанность учитывать дорожные знаки в составе автомобильной дороги, то и в бюджетном учете такие активы должны отражаться в качестве единого объекта в составе дороги. Расходы по приобретению дорожных знаков, являющихся в соответствии с положениями п. 45 Инструкции № 157н составной частью дороги, отражаются в составе материальных запасов.
Согласно абз. 7 п. 119 Инструкции № 157н учет материальных запасов ведут материально ответственные лица в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству. При ограниченном объеме наименований материальных ценностей материально ответственные лица вправе вести учет наличия материальных ценностей и операций по их поступлению и выбытию в Карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043). В учетной политике следует выбрать вид регистра для учета материальных ценностей: Книгу или Карточку.
Следовательно, в администрации сельского поселения должны быть документы, подтверждающие учет материальных запасов. Именно эти документы требует район в качестве сопроводительных. Получается, что требование района правомерно.
При оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, в том числе материальных запасов, используется Извещение (ф. 0504805), к которому прилагаются документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета (акт о приеме-передаче, накладная на отпуск материалов, иные документы). Для оформления безвозмездной передачи материальных запасов от одного учреждения другому может быть также использована Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).