Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 (далее – Порядок).

Он напрямую распространяется только на организации, подведомственные органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (п. 1 Порядка).

Однако в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

К объектам социальной инфраструктуры с беспрепятственным доступом относятся объекты здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения (п. 61 подраздела 3.1 ГОСТ Р 59811-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Термины и определения»).

Следовательно, коммерческие образовательные организации также должны обеспечивать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам образования.

В соответствии с разделом 3 Методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утв. приказом Минтруда России от 25.12.2012 № 627, для вышеуказанных целей должен составляться «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры».

Поэтому на практике коммерческие образовательные организации также ориентируются на приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 при составлении паспорта доступности.

Согласно п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

Для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее – Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии (п. 9 Порядка).

В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации (п. 10 Порядка).

В случае предоставления услуги в арендуемом помещении (здании) или с использованием арендуемого транспортного средства в состав Комиссии включается представитель собственника арендуемого помещения (здания) или транспортного средства, а в предложениях по повышению уровня доступности объекта учитываются его предложения (п. 15 Порядка).

На основании п. 14 Порядка паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации.

Как разъясняется в письме Министерства образования и науки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07, форма паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно.

Таким образом, разработку и оформление паспорта доступности осуществляет Комиссия. Однако не конкретизировано, как именно она может это сделать: самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов. Соответственно, можно обратиться за помощью в этом вопросе в специализированную организацию.