В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) (часть 2 статьи 17.1 того же федерального закона). Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Из этих положений однозначно вытекает, что любая контрольная деятельность органов местного самоуправления за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, представляет собой муниципальный контроль и в части контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на него распространяются положения Федерального закона № 294-ФЗ.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Исходя из положений статьи 2 того же Федерального закона, административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля (надзора).
Вопрос об обязательности принятия административных регламентов при осуществлении муниципального контроля, в отличие от государственного контроля (надзора), в Федеральном законе № 294-ФЗ решается не вполне последовательно. Так, если в отношении административных регламентов осуществления государственного федерального и регионального контроля (надзора) прямо предусмотрена необходимость их принятия (пункты 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ), то в отношении муниципального контроля такого требования прямо не закреплено (пункт 4 статьи 2 того же Федерального закона). Также в пункте 12 статьи 18 устанавливается право проверяемого субъекта ознакомиться с положениями административного регламента с оговоркой - при его наличии. В то же время в статье 14 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что в распоряжении или приказе о проведении проверки в рамках осуществления контроля (надзора), в том числе муниципального контроля, в обязательном порядке указывается перечень административных регламентов по осуществлению муниципального контроля, при этом оговорка «при наличии» таковых отсутствует. В связи с этим в судебной практике существует позиция о том, что разработка и принятие административных регламентов осуществления муниципального контроля является обязательной (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2012 года № 1-АПГ12-6).
В принципе, это соответствует тенденциям проводимой административной реформы, в том числе в сфере контрольно-надзорной деятельности. Так, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прямо закреплена обязательность разработки административных регламентов оказания всех публичных услуг - как государственных, так и муниципальных (статья 12). Проектом федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» также предусматривается обязательность разработки и принятия административных регламентов осуществления как государственного контроля (надзора), так и муниципального контроля (часть 2 статьи 14 проекта).
В связи с этим принятие административных регламентов осуществления муниципального контроля, в том числе муниципального контроля в сфере благоустройства, представляется необходимым. При этом какого-либо дублирования в правовом регулировании вопросов осуществления муниципального контроля в правилах благоустройства территории муниципального образования и в административном регламенте осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства не усматривается, поскольку данные правовые акты имеют различный предмет и порядок принятия. Правила благоустройства принимаются представительным органом муниципального образования (часть 1 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ) и в них следует определять общие положения о порядке организации и осуществления муниципального контроля за соблюдением данных правил (предмет, объекты, органы, уполномоченные на осуществление данного вида муниципального контроля, перечень контрольных мероприятий и общие правила их назначения и т.п.). Административные регламенты осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства должны приниматься органами, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в данной сфере (пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 294-ФЗ), и в них, на основе и в развитие установленного вышестоящими нормативными правовыми актами, в том числе правилами благоустройства, порядка осуществления муниципального контроля должны детально определяться состав, сроки и последовательность осуществления контрольных мероприятий.