Дополнительно к телефонному разговору сообщаем, что согласно ч. 8 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под стипендиальным фондом понимаются средства соответствующего бюджета, выделяемые организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся.

В соответствии с п. 5, 7 ч. 2 ст. 34 Закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются такие меры социальной поддержки и стимулирования, как получение стипендии, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

В то же время размер стипендиального фонда может служить основой для формирования размера иных средств поддержки обучающихся, выделяемых из соответствующих бюджетов. В частности, ч. 15 ст. 36 Закона № 273-ФЗ предусмотрено выделение профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета средств на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся в размере 25 % предусматриваемого им размера части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам. Почти аналогичные нормы содержит и п. 22 Порядка назначения государственных стипендий и других денежных выплат обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за счет ассигнований бюджета Республики Крым, нормативов для формирования стипендиального фонда за счет ассигнований бюджета Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 30 мая 2018 г. № 256.

В соответствии с ч. 10 ст. 36 Закона № 273-ФЗ нормативы и правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, за счет бюджетных ассигнований местного бюджета – органами местного самоуправления. В рассматриваемой ситуации таким правовым актом является постановление Совета министров Республики Крым от 30 мая 2018 г. № 256.

Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (ч. 15 ст. 36 Закона № 273-ФЗ). Ни в Законе № 273-ФЗ, ни в постановлении Совета министров Республики Крым от 30 мая 2018 г. № 256 нет указаний на то, что материальную поддержку студенту (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя) можно оплачивать из стипендиального фонда. При этом согласно п. 23 постановления Совета министров Республики Крым от 30 мая 2018 г. № 256 предусмотрено, что другие денежные выплаты обучающимся осуществляются за счет средств стипендиального фонда; средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Решение об оказании материальной поддержки принимается руководителем организации с учетом мнения совета обучающихся и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) на основании личного заявления обучающегося (п. 25 постановления Совета министров Республики Крым от 30 мая 2018 г. № 256).

По нашему мнению, данное распределение и возможность расходования средств должен урегулировать учредитель образовательного учреждения, так как постановление Совета министров Республики Крым от 30 мая 2018 г. № 256 регулирует только общие вопросы.

В отличие от других регионов, постановление Совета министров Республики Крым от 30 мая 2018 г. № 256 не регулирует порядок доведения бюджетных ассигнований республиканского бюджета, предусматриваемых для формирования стипендиального фонда, до организаций, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Республики Крым. Как правило, такие ассигнования доводятся путем предоставления субсидии на иные цели. Однако найти соответствующего НПА по Республике Крым нам не удалось.

Как известно, субсидии на иные цели предоставляются бюджетным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ на основании соглашений о предоставлении субсидии, заключаемых с органами-учредителями. Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из бюджетов субъектов РФ устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, определяются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В частности, в таких документах может содержаться информация о целевом назначении или направлениях расходования средств субсидии.

К примеру, Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство культуры РФ осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержден приказом Министерства культуры РФ от 25.12.2020 № 1714. В подпункте 3.1.3 п. 3 Порядка № 1714 указано, что субсидии предоставляются на выплату стипендий студентам, аспирантам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, слушателям подготовительных отделений, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, включая материальную поддержку нуждающимся обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 34 Закона № 273-ФЗ.

Поэтому представляется, что выплата материальной поддержки студенту (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя), может быть осуществлена за счет средств субсидии на иные цели при условиях, что порядком определения объема и условий предоставления из бюджета субъекта РФ государственным бюджетным учреждениям Республики Крым субсидий на иные цели и соглашением о предоставлении целевой субсидии будет предусмотрена возможность ее осуществления.

В связи с этим повторимся, что окончательное решение за учредителем.

Вместе с тем организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся (ч. 16 ст. 36 Закона № 273-ФЗ). Таким образом, материальная поддержка студенту может быть вполне обоснованно оказана, например, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, при условии, что такие расходы будут предусмотрены в Плане ФХД.