Имущество казны составляет муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Такое имущество учитывается на балансе органа местного самоуправления, на который возлагаются функции управления и распоряжения имуществом.

Согласно п. 2 ст. 264.1 бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, в том числе составляющих имущество казны, и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все активы и обязательства подлежат инвентаризации.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 2 положения Закона № 402-ФЗ применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, в том числе имущества казны.

Одной из целей инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, в отношении которого субъект учета осуществляет управление (распоряжение).

Сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации и актами Министерства финансов Российской Федерации (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

При этом п. 7 приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что обязательная инвентаризация активов, в том числе составляющих имущество казны, проводится перед составлением годовой бюджетной отчетности.

В то же время порядок проведения инвентаризации имущества казны законодательством Российской Федерации не установлен.

Согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики.

При формировании в рамках учетной политики указанного порядка, по мнению департамента, целесообразно руководствоваться основными положениями Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». При этом, учитывая, что аналитический учет объектов имущества казны ведется на основании информации из реестра имущества публично-правового образования, инвентаризацию целесообразно осуществлять путем выверки данных бюджетного учета с данными из указанного реестра имущества, а также в части объектов недвижимого имущества с данными государственных реестров.

Инвентаризационная комиссия при выявлении расхождений данных бухгалтерского учета об объектах, составляющих имущество казны, с данными реестра муниципальной собственности (далее – расхождения) устанавливает причины указанных расхождений по каждому отдельному случаю, которые отражаются в примечаниях при заполнении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости), и формирует предложения по их устранению.

Предложения об урегулировании (устранении) выявленных при инвентаризации расхождений данных реестра муниципального имущества и данных бухгалтерского (бюджетного) учета представляются на рассмотрение руководителю субъекта учета, принимающему окончательное решение по выявленным фактам расхождений (об уточняющих записях в реестре муниципальной собственности, об уточняющих записях в бухгалтерском (бюджетном) учете, об иных решениях) (п. 5.4 Методических указаний № 49).

Следует обратить внимание, что инвентаризация будет являться завершенной при соответствующем оформлении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) и оформленных результатов инвентаризации Актом (ф. 0504835).

Согласно п. 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация (по завершении процедуры инвентаризации).

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 20 Инструкции № 157н).

Основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корректировочных записей по результатам инвентаризации являются Инвентаризационные описи (сличительные ведомости), Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), Акт (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие корректировочные записи.