В соответствии со ст. 274 Трудового кодекса РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом под руководителем организации понимается физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ч. 1 ст. 273 ТК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 20 ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются, в частности, органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный директор), который назначается собственником унитарного предприятия и подотчетен ему (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее — Закон № 161-ФЗ).
Таким образом, директор муниципального унитарного предприятия (далее также — МУП, предприятие) является работником этого юридического лица. Работодателем для директора является само это предприятие, а собственник имущества МУП (в рассматриваемом случае — муниципальное образование в лице администрации) выступает от имени работодателя в трудовых отношениях с директором.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В свою очередь, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (часть вторая ст. 22 ТК РФ).
Статья 236 ТК РФ предусматривает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно ч. 1 этой статьи при нарушении работодателем установленного срока, в частности, выплаты заработной платы, выплат при увольнении, других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (часть вторая ст. 236 ТК РФ).
Следовательно, обязанность по выплате директору МУП заработной платы, иных причитающихся ему выплат, в том числе в связи с его увольнением, возникает у предприятия, а не у администрации сельского поселения (учредителя МУП). Предприятие несет материальную ответственность за нарушение сроков этих выплат. Оснований предъявлять требование о выплате задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск к администрации муниципального образования при рассматриваемых обстоятельствах не имеется (смотрите в связи с этим апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25.01.2017 № 33-906/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики — Чувашии от 28.11.2016 № 33-6596/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 21.04.2016 № 33-1384/2016, решение Ростовского областного суда от 26.04.2016 № 11-550/2016).
Также обратим внимание, что муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 2 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).
Вместе с тем при наличии вины администрации муниципального образования в нарушении сроков осуществления выплат при увольнении директора МУП она может быть привлечена к административной ответственности (ч.ч. 1, 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, смотрите также решение Красноярского краевого суда от 28.01.2016 г. № 7р-85/2016).
Законом не определены источники выплат директору унитарного предприятия, причитающихся ему как работнику этого юридического лица. Администрация может выплатить заработную плату и иные причитающиеся выплаты директору МУП только по решению суда в случае признания администрации виновной в сложившейся ситуации.