Отношения между юридическим лицом и казенным учреждением, возникающие при передаче коммерческой организацией подарка, регулируются гл. 32 «Дарение» ГК РФ. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Вместе с этим п. 2 ст. 574 ГК РФ предусмотрены случаи, в которых договор дарения обязательно составляется в письменной форме. В ином случае такой договор может быть заключен устно. Однако в связи с тем, что при получении имущества безвозмездно от коммерческой организации может в последующем возникнуть необходимость доказывания правомерности своих действий, следует отметить целесообразность заключения договора в письменной форме.

В качестве особого вида договора дарения Гражданский кодекс РФ рассматривает пожертвование. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом.

На договор пожертвования распространяются требования п. 2 ст. 574 ГК РФ, предусматривающие соблюдение письменной формы договора дарения в случае, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Договор дарения, совершенный устно, ничтожен: согласно п. 2 ст. 162 ГК РФ в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

Как было отмечено, дарение подразумевает безвозмездную передачу объектов имущества. В соответствии с п. 7 Инструкции № 162н принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных объектов основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления».

При определении соответствующих статей (подстатей) КОСГУ казенные учреждения руководствуются Порядком № 209н. Согласно п. 9.9 указанного Порядка статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ в зависимости от характера поступлений (текущий или капитальный), а также от правовой формы хозяйствующего субъекта, осуществляющего передачу имущества.

При этом поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды – недвижимое и(или) движимое имущество, признаваемых в целях бюджетного учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов (п. 7 Порядка № 209н).

Поскольку в рассматриваемой ситуации от коммерческой организации в виде дара поступают объекты основных средств (поступление капитального характера), в разрядах 24–26 номера счета бухгалтерского учета 401 10 применяется подстатья 196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ (п. 9.9.6 Порядка № 209н).

Принятие к учету основных средств в соответствии с п. 34 Инструкции № 157н осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции № 157н, п. 14 Стандарта «Основные средства»). Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н, п. 22 Стандарта «Основные средства»).

Текущая оценочная стоимость основного средства определяется комиссией учреждения по поступлению и выбытию основных средств. Оценочная стоимость безвозмездно полученного нефинансового актива может быть обоснована документом, в котором указаны цена и источник информации о ней (в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем). Документальным подтверждением могут служить официальные рекомендации организаций-изготовителей, прайс-листы фирм, реализующих аналогичные активы, сведения из Интернета, печатных изданий, СМИ, от органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования, экспертное заключение о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект – один рубль (п. 25 Инструкции № 157н). После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие основные средства по объектам, отраженным на дату признания в условной оценке, профильной комиссией осуществляется пересмотр стоимости таких объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ и п. 20 Стандарта «Концептуальные основы...» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В рассматриваемом случае двусторонние документы с передающей стороной не оформляются. Соответственно, поступление спортивной площадки следует отразить в учете на основании первичного документа, составленного в одностороннем порядке профильной комиссией учреждения.

Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, не предусмотрено унифицированных форм первичных документов для отражения операций по безвозмездному получению основных средств. Следовательно, порядок документального оформления таких операций учреждению необходимо закрепить в учетной политике. В частности, Методическими указаниями по заполнению Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) установлено, что порядок его применения при безвозмездной передаче устанавливается учетной политикой. Кроме того, при поступлении материальных ценностей, в том числе и основных средств, учреждение может составлять Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), то есть операции по безвозмездному получению основных средств также могут быть оформлены указанным первичным документом.

Таким образом, принятие к учету основных средств – спортивной площадки, полученной в качестве дара (пожертвование) от коммерческой организации, в учете казенного учреждения отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит КДБ 1 401 ХХ 196 – отражено принятие к учету спортивной площадки на основании первичного документа, оформленного профильной комиссией.

Как известно, объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ).

Иными словами, в целях исчисления налога на имущество принимается в расчет стоимость только тех объектов недвижимого имущества, которые согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета учитываются в составе основных средств на счете 101 00 «Основные средства». Соответственно, при определении налоговой базы по налогу на имущество не принимается в расчет стоимость объектов, учитываемых на иных счетах бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе и на забалансовых.

Вопрос квалификации указанных объектов в качестве движимого или недвижимого имущества относится к компетенции специалистов учреждения. С учетом имеющихся документов и характеристик конкретного объекта следует установить, имеют ли указанные объекты прочную связь с землей, а также возможность их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. При отнесении объекта к категории недвижимого имущества он подлежит обязательной регистрации в установленном порядке.

Анализ судебной практики показывает, что такие объекты, как спортивные и детские площадки, могут учитываться в составе движимого имущества (см., например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 № 15АП-8720/2008, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 № 07АП-7145/09, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.11.2014 № А12-24776/2014).

Выбор решения зависит прежде всего от технических характеристик, особенностей конкретного объекта (см. также письмо Федеральной налоговой службы от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@ «О рекомендациях по определению вида некоторых объектов имущества (движимое / недвижимое) в целях администрирования налога на имущество организаций»).

По нашему мнению, спортивную площадку следует учитывать в составе движимого имущества. Следовательно, она не будет относиться к объектам налогообложения.

Кроме того, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций объекты имущества казны, так как в настоящее время они отражаются в бюджетном учете обособленно от основных средств на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» (п.п. 141–146 Инструкции № 157н, письма Минфина России от 01.07.2015 № 03-05-04-01/37951, от 13.11.2014 № 03-05-05-01/57463, от 10.04.2014 № 03-05-05-01/16408, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32, от 22.06.2009 № 03-05-05-01/35, от 27.10.2009 № 03-05-04-01/88).

Напомним, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:

1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;

2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.

В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.

Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же «автоматически» поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (см., в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Возможность отнесения того или иного имущества к имуществу казны должна быть социально и экономически обоснована. И при принятии решения о передаче указанного имущества в состав казны данная передача должна быть осуществлена в порядке, определенном нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Таким образом, Вы самостоятельно определяете, какое имущество включить в состав муниципальной казны, а какое отнести к объектам основных средств, т. е. передать в оперативное управление администрации сельского поселения как юридическому лицу – казенному учреждению.

По нашему мнению, спортивная площадка может учитываться в составе муниципальной казны.