В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ...» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В свою очередь, к элементам обустройства автодорог относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).
Учитывая также положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», тротуары являются элементами обустройства дороги.
В соответствии с п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), в целях бюджетного учета обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, тротуары, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе автомобильной дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, по общим правилам автомобильная дорога учитывается на балансе как единый объект, который включает в себя различные элементы благоустройства, в том числе тротуары.
Однако ни нормы Закона № 257-ФЗ, ни нормы законодательства о бухгалтерском учете (п.п. 7, 8 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции № 157н) не содержат запрета отражения тротуаров в качестве самостоятельных объектов основных средств. Следовательно, тротуары в полной мере могут учитываться отдельно от автомобильной дороги.
В рассматриваемой ситуации на балансе числятся только тротуары, автомобильные дороги являются республиканскими. Соответственно, по нашему мнению, при рассмотрении вопроса о проведении ремонта тротуаров речь не может идти о ремонте автомобильных дорог, так как администрация не является их собственником.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона № 257-ФЗ конкретные виды работ, входящие в комплекс работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, определяются Минтрансом РФ, на который законодателем возложена обязанность по установлению классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог. Во исполнение данного законоположения приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация). В разделе II Классификации приведен перечень работ, относящихся к капитальному ремонту, а в разделе III перечислены работы, которые проводятся при ремонте.
К капитальному ремонту автомобильных дорог, в частности, относятся:
- устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна, в том числе тротуаров (пп. «а» пп. 1 п. 3 Классификации);
- восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода, в том числе на тротуарах (пп. «б» пп. 2 п. 3 Классификации);
- переустройство дефектных элементов земляного полотна и системы водоотвода, в том числе на тротуарах (пп. «в» пп. 1 п. 4 Классификации).
Вместе с тем как ремонт автомобильных дорог классифицируются, например:
- ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах (пп. «д» пп. 2 п. 5 Классификации);
- ремонт тротуаров (пп. «в» пп. 4 п. 5 Классификации).
По нашему мнению, данный контекст следует учитывать в той ситуации, когда тротуары учитываются в составе автомобильной дороги. В рассматриваемой ситуации ремонт тротуаров следует расценивать как расходы на благоустройство территории.
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат определений такого понятия, как «благоустройство территории».
По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письма Минфина России от 01.04.2016 № 03-03-06/1/18575, от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35, от 10.08.2012 № 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 № 03-03-06/1/386).
Согласно п.п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр, соответственно к объектам и элементам благоустройства относятся, в том числе, территории поселений и покрытия.
Постановлением от 21.03.2019 № 294 Правительство РФ внесло изменения в утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее – Приложение № 1), и Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и(или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием (далее – Приложение № 2). Настоящее постановление вступило в силу с 02.04.2019.
Теперь дополнительные требования устанавливаются в том числе в отношении выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб.
Таким образом, в рассматриваемом случае необходимо устанавливать дополнительные требования, предусмотренные постановлением № 99 в редакции от 21 марта 2019 г.
Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов или позиции суда при возникновении спора.