В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица. В случае если на уровне муниципального образование для осуществления полномочий собственника в составе местной администрации не создано структурного подразделения, наделенного статусом юридического лица, то полномочия по ведению учета имущества казны, а также формирование бюджетной отчетности в рамках полномочий собственника имущества осуществляет местная администрация.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
Орган местного самоуправления самостоятельно определяет, какое имущество включить в состав муниципальной казны, а какое отнести к объектам основных средств, т. е. передать в оперативное управление администрации сельского поселения как юридическому лицу – казенному учреждению.
Соответствующее решение уполномоченного органа местного самоуправления (иного уполномоченного лица) оформляется в установленном порядке (см., в частности, ст. 43 Закона № 131-ФЗ).
В основе обоснования, как правило, лежит принцип «необходимо ли данное имущество для исполнения полномочий органа местного самоуправления или нет». Если да, то основные средства, если нет – муниципальная казна. Такой перевод возможен в любое время.
Для оформления выбытия недвижимого имущества применяется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). К Акту (ф. 0504101) прилагаются документы, подтверждающие государственную регистрацию прекращения права оперативного управления на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством Российской Федерации случаях. При этом конкретный перечень документов, прилагаемых к актам приема-передачи имущества, также может определяться соответствующим органом в рамках его полномочий.
Таким образом, по сути, в рассматриваемой ситуации осуществляется передача органом местного самоуправления как казенного учреждения муниципального имущества с прекращением права оперативного управления органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника имущества.
Согласно положениям Инструкции № 162н при передаче объектов имущества в казну казенное учреждение может использовать счет 1 304 04 3ХХ при безвозмездной передаче в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств, в части основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.
В бюджетном учете местной администрации как получателя бюджетных средств могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 101 11 410 - по факту прекращения права оперативного управления отражено выбытие жилых помещений;
2. Дебет КРБ 1 104 11 411 Кредит КРБ 1 304 04 310 - отражена передача ранее начисленной суммы амортизации на объекты недвижимого имущества (при наличии).
В бюджетном учете местной администрации как органа, наделенного полномочиями по учету имущества казны:
1. Дебет КБК 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 304 04 310 - приняты в состав имущества казны объекты недвижимого имущества;
2. Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 104 51 411 - принята ранее начисленная амортизация на объект недвижимого имущества (при наличии).
Обратим внимание, что на объекты основных средств с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну (п. 94 Инструкции № 157н). Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения основного средства в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету такого объекта, поступившего на праве оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.