Требования к квалификации по должности «Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия» установлены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.
Обязательность применения квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части требований к квалификации ограничивается в трудовом законодательстве двумя случаями: во-первых, согласно ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, когда соответствующие требования о наличии у работника определенной квалификации, необходимой для выполнения конкретной трудовой функции, прямо предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (см., например, ст. 330.2 ТК РФ, ч. 1 ст. 46 и ч. 2 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»); во-вторых, в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (п. 6 и 7 информации Минтруда РФ, письма Минтруда РФ от 05.04.2016 № 14-2/В-299, от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465).
В иных случаях требования квалификационных справочников и профессиональных стандартов носят лишь рекомендательный характер и могут использоваться работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации лица, занимающего определенную должность (п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253, письмо Минтруда РФ от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465).
В соответствии с ч. 5 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов. На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений квалификационным требованиям из указанных нормативных правовых актов.
По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Полагаем, государственные и муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части требований к квалификации лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Аналогичный подход можно встретить, например, в решении Саратовского областного суда от 24.03.2011 № 3-29/2011, оставленном без изменения определением Верховного суда РФ от 08.06.2011 № 32-Г11-19, в определении Пермского краевого суда от 26.11.2012 № 33-10392, определении Верховного суда Республики Карелия от 28.09.2012 № 33-2661/2012.
Если же для должностей, содержащихся в штатном расписании организации, законодательством не предусмотрены льготы, компенсации или ограничения (непосредственно связанные с занимаемой должностью) и не установлены требования к квалификации занимающих их работников, то применение положений квалификационных справочников и профессиональных стандартов не является обязательным.
Анализ законодательства показывает, что требований к уровню образования и стажу работы руководителя муниципального казенного учреждения на законодательном уровне не установлено. Следовательно, руководитель такого учреждения не должен в обязательном порядке соответствовать требованиям к образованию и стажу работы, содержащимся в квалификационном справочнике.
При этом п. 10 Общих положений Квалификационного справочника, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Аналогичное положение предусмотрено п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9.
Отметим, что необходимость соответствия всех работников конкретных учреждений квалификационным требованиям ЕКС, ЕТКС или профессиональных стандартов может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений.
Поскольку по должности руководителя муниципального казенного учреждения предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений законами не предусмотрено, работодатель (учредитель) вправе установить квалификационные требования по данной должности самостоятельно.
В заключение отметим также, что квалификационные требования к должности руководителя муниципального казенного учреждения могут быть установлены также Уставом учреждения.