Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Закон № 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу части седьмой ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона № 25-ФЗ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе.

Согласно части первой ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство).

Для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству. Например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Закона № 25-ФЗ, муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом № 25-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В то же время под личной заинтересованностью подразумевается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, и(или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 данной статьи, и(или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона № 273-ФЗ).

В свою очередь, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и(или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 2.1 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ).

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Также п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 2.3 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ) (определения Хабаровского краевого суда от 30.04.2021 № 33-2234/2021, суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.01.2015 № 33-341/2015).

Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы (ч. 3 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ).

Следует также отметить, что ст. 14 Закона № 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. Соответственно, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальный служащий обязан не нарушать установленные запреты.

В рассматриваемом случае речь идет о возможности выполнения гражданином обязанностей по должности муниципальной службы и работы на условиях внешнего совместительства в муниципальном казенном учреждении. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ).

Соответственно, выполнение муниципальным служащим работы в муниципальном казенном учреждении на условиях внешнего совместительства не должно подпадать ни под один из запретов, установленных в ст. 14 Закона № 25-ФЗ и, в частности, п. 3 ч. 1 указанной статьи (запрет на участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией).

Таким образом, муниципальный служащий (кроме муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту), имеет право выполнять иную оплачиваемую работу, если при этом не возникает конфликт интересов и не нарушаются установленные федеральным законодательством запреты (ч. 2 ст. 11, ст. 14 Закона № 25-ФЗ).

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации отсутствует конфликт интересов и не нарушаются предусмотренные в ст. 14 Закона № 25-ФЗ запреты, то муниципальный служащий (очевидно, что он не является муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту) вправе с предварительным письменным уведомлением, направленным представителю нанимателя (работодателя), выполнять работу в муниципальном казенном учреждении на условиях внешнего совместительства на должности водителя (решение Серышевского районного суда Амурской области от 30.05.2017 № 2а-370/2017).