В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
В силу ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно п. 8.1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а создание муниципальной пожарной охраны – право, а не обязанность органа местного самоуправления.
Следовательно, правовые основания понуждения администрации сельского поселения к созданию муниципальной пожарной охраны отсутствуют.
Вышеизложенная позиция подтверждается, в том числе, сложившейся судебной практикой (Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 июня 2011 г. по делу № А33-3751/2011; Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08 февраля 2013 г. по делу № А29-8760/2012; Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 марта 2019 г. по делу № А75-19582/2018 и т. д.).