Как устанавливает п. 1 ст. 72 БК РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений этого же Кодекса.

Так, муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются по общему правилу в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 БК РФ).

Равным образом из положений абзаца первого п. 5 ст. 161 БК РФ следует, что заключение и оплата муниципальным казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах, как правило, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Одновременно в письме Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 24-03-07/90032 разъясняется, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусматривает возможности заключения трехсторонних контрактов. По этой причине инвестор не может выступать стороной муниципального контракта (в частности, плательщиком) наряду с муниципальным заказчиком.

Более того, даже если в муниципальном контракте все-таки будет указано, что оплата производится третьим лицом (инвестором), не являющимся стороной контракта, заказчиком по такому контракту и лицом, обязанным произвести оплату, останется само казенное учреждение, от которого подрядчик будет вправе требовать оплаты работ (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2019 г. № 18АП-1646/19, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2019 г. № 09АП-51552/18).

Иными словами, если закупка работ для обеспечения муниципальных нужд будет осуществляться муниципальным казенным учреждением в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, денежное обязательство в любом случае возникнет именно у муниципального заказчика (учреждения).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации муниципальное казенное учреждение сможет выступить заказчиком только при условии, что на момент осуществления закупки ему на соответствующие цели будут доведены в достаточном объеме лимиты бюджетных обязательств.

В то же время кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо (п. 1 ст. 313 ГК РФ). Следовательно, третье лицо (в том числе и инвестор) может по своей инициативе исполнить обязательство муниципального заказчика перед подрядчиком по оплате работ путем перечисления подрядчику соответствующей денежной суммы. Если такое исполнение будет принято, обязанность учреждения по оплате работ будет считаться прекратившейся.

Судебная практика подтверждает возможность оплаты по контрактам за заказчика третьими лицами, в том числе в соответствии с договором пожертвования (см., в частности, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09 августа 2018 г. № Ф09-3079/18 по делу № А50-9583/2017). Не противоречит закону и возложение заказчиком исполнения обязательства по оплате товаров, работ или услуг по контракту на третьих лиц (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06 сентября 2018 г. № Ф08-7064/18 по делу № А32-26655/2017). Однако повторим, что такие обязательства до их исполнения сохраняются именно за заказчиком, а потому муниципальному казенному учреждению для осуществления закупки изначально потребуются лимиты бюджетных обязательств, доведенные в достаточном объеме на соответствующие цели.

Между тем отметим, что требования Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ не распространяются на заключение безвозмездных договоров (письмо Минфина России от 23 августа 2017 г. № 24-02-07/54128). Закон принципиально не запрещает казенным учреждениям заключать договоры в ином порядке, если в связи с этим у получателя бюджетных средств не возникает денежного обязательства. Поэтому между учреждением, подрядчиком и инвестором может быть заключен трехсторонний договор, по условиям которого заказчиком и плательщиком работ будет являться сам инвестор, однако результат работ необходимо будет передать казенному учреждению. Инвестор также не лишен возможности самостоятельно заключить договор в пользу казенного учреждения: стороной такого договора казенное учреждение являться не будет, но сможет требовать исполнения обязательства в свою пользу (ст. 430 ГК РФ).

Еще раз обращаем внимание, что заключение договора непосредственно самим казенным учреждением как заказчиком на условиях оплаты работ третьим лицом (инвестором) может быть, на наш взгляд, квалифицировано в качестве нарушения, поскольку возможности заключения трехсторонних муниципальных контрактов действующее законодательство не предусматривает.

Надлежит также учитывать, что у муниципального казенного учреждения не имеется иных источников финансового обеспечения, помимо средств местного бюджета (п. 2 ст. 161 БК РФ). Заключить договор за счет каких-то «внебюджетных» средств казенное учреждение как заказчик не может. Тем не менее еще одним вариантом в рассматриваемой ситуации может стать предварительное (то есть до заключения казенным учреждением муниципального контракта) перечисление инвестором средств в местный бюджет.

Из положений ст. 124, п. 1 ст. 582 ГК РФ следует, что дарение вещи или права в общеполезных целях признается пожертвованием, причем одаряемым по договору пожертвования может выступать муниципальное образование, к которому как к субъекту гражданского права по общему правилу применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Пожертвование юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению: юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

В этой связи бюджетным законодательством предусматривается исключение из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов в части пожертвований в денежной форме, предусмотренных решением о бюджете (ст. 35 БК РФ). Это означает, что после заключения между инвестором и уполномоченным органом местного самоуправления, выступающим от имени муниципального образования (п. 2 ст. 125 ГК РФ), договора целевого пожертвования денежных средств в решение о бюджете могут быть внесены изменения, увязывающие эти безвозмездные поступления с определенными расходами, соответствующими по своей целевой направленности целям предоставления пожертвования.

Кроме того, если решением о бюджете предусмотрена увязка целевых пожертвований от физических и юридических лиц с определенными расходами, но в меньшем объеме, то в случае получения таких пожертвований сверх объемов, утвержденных решением о бюджете, в сводную бюджетную роспись в соответствии с решением руководителя финансового органа могут быть внесены изменения без внесения изменений в решение о бюджете (абзац восьмой п. 3 ст. 217 БК РФ).

Далее при фактическом поступлении в местный бюджет целевых средств по договору пожертвования на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного муниципального казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования (письмо Минфина России от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016).

После доведения лимитов бюджетных обязательств муниципальное казенное учреждение в общеустановленном порядке сможет заключить обычный двусторонний муниципальный контракт, направив таким образом пожертвованные муниципальному образованию денежные средства на цели, определенные инвестором в договоре пожертвования.