Прежде всего можно исходить из того, что в общем случае в рамках действующего бюджетно-правового регулирования денежные средства доводятся до коммерческих организаций (к числу которых п. 2 ст. 50 ГК РФ относит в том числе хозяйственные общества и муниципальные унитарные предприятия) из местного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе именно в форме субсидий.

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ могут предоставляться субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за отдельными исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.

Как следует из взаимосвязанных положений подп. 3 п. 2 и п. 2.1 ст. 78 БК РФ, указанные субсидии предоставляются из местного бюджета в случаях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, а в случаях, установленных муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, регулирующим бюджетные правоотношения, – в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом Правительства России и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии с этим же Кодексом полномочия главного распорядителя средств местного бюджета.

По смыслу п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 78.5 БК РФ конкретный получатель рассматриваемой субсидии (акционерное общество) может быть определен, например, непосредственно решением о бюджете, то есть отбор получателей субсидии, предоставляемой конкретному хозяйствующему субъекту на погашение имеющейся у него кредиторской задолженности, может не проводиться.

Таким образом, технически особых сложностей для оказания безвозмездной финансовой помощи акционерному обществу за счет средств местного бюджета не имеется: достаточно предусмотреть в решении о бюджете городского поселения соответствующие бюджетные ассигнования, указать в этом же решении конкретного получателя субсидии, после чего определиться с порядком предоставления субсидии.

Заметим также, что высокодотационные муниципальные образования, действующие в условиях ограничений, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 136 БК РФ, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Для таких муниципальных образований безвозмездное оказание финансовой помощи коммерческим организациям сопряжено с определенными рисками.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации бюджет городского поселения не является дотационным, риски, связанные с нарушением основных условий предоставления межбюджетных трансфертов, отсутствуют. Тем не менее органам местного самоуправления, по нашему убеждению, все равно целесообразно должным образом обосновать решение об оказании за счет средств местного бюджета безвозмездной финансовой помощи хозяйственному обществу, участником которого муниципальное образование не является (например, необходимостью бесперебойного функционирования организации для обеспечения потребностей населения муниципального образования).

Дело в том, что согласно абзацу второму ст. 15 БК РФ местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, а последние, очевидно, не могут устанавливаться произвольно: другими словами, средства местного бюджета так или иначе должны использоваться только в публичных интересах.

В заключение укажем, что субсидия, предоставленная органом власти определенному хозяйствующему субъекту в индивидуальном порядке путем заключения соглашения о предоставлении субсидии для целей, указанных в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, обладает всей совокупностью признаков муниципальной преференции (см. п. «а» разд. 1.2 Разъяснений ФАС России от 29 сентября 2022 г. № 22), однако если такая преференция предоставляется на основании решения о бюджете, содержащего либо устанавливающего порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя, предварительное согласование с антимонопольным органом в силу п. 1 ч. 3 ст. 19 рассматриваемого Федерального закона не требуется.

Кроме того, предоставление субсидии конкретной коммерческой организации без проведения отбора не должно нарушать общий запрет на принятие актов и(или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установленный для органов местного самоуправления ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Субсидии на возмещение недополученных доходов и(или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по п. 1 ст. 78 БК РФ предоставляют уполномоченные органы (безвозмездные перечисления на расходы текущего характера) по элементу видов расходов 811 в увязке с подстатьей 240, за исключением 241 КОСГУ. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации следует применять подстатью 245 «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство» КОСГУ. Субсидию следует запланировать по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы». Целевую статью расходов следует согласовать с финансовым органом.