Дорожный фонд представляет собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов; к дорожным фондам относятся в том числе муниципальные дорожные фонды (п. 1 ст. 179.4 БК РФ).
В силу абзаца первого п. 5 ст. 179.4 БК РФ муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете).
Исходя из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ под дорожной деятельностью следует понимать деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Этим и предопределяется целевое назначение средств муниципального дорожного фонда.
Содержание автомобильной дороги охватывает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 19 ст. 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Такая классификация в настоящее время утверждена приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 (далее – Классификация).
В состав работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог включаются среди прочего и работы по установке и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог (см. разд. II, III и IV Классификации).
Элементы обустройства автомобильных дорог представляют собой сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Отметим, что, согласно Классификации, устройство, замена, перенос надземных пешеходных переходов из модульных конструкций, устройство пешеходных и велосипедных дорожек без дополнительного землеотвода относится к капитальному ремонту автомобильных дорог (пп. «е» пп. 5 п. 4 раздела II Классификации). Устройство и восстановление пешеходных переходов в одном уровне, ремонт тротуаров и велосипедных дорожек – к ремонту автомобильных дорог (пп. «в» пп. 4 п. 5 раздела III Классификации). В свою очередь устранение повреждений покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек относится к содержанию автомобильных дорог (пп. «ж» пп. 4 п. 6 раздела IV Классификации).
Таким образом, если у администрации сельского поселения имеются полномочия по ремонту или содержанию автомобильных работ, то указанные расходы могут быть осуществлены за счет дорожного фонда. Отметим, что полномочия по дорожной деятельности за сельскими поселениями Республики Калмыкии не закреплены (ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 г. № 155-V-З «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Республики Калмыкия»). Возможно, имеется соглашение о передаче соответствующих полномочий от муниципального района.
Дополнительно заметим, что порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда устанавливается решением представительного органа муниципального образования (абзац шестой п. 5 ст. 179.4 БК РФ).
Это означает, что соответствующие расходы могут быть произведены за счет средств муниципального дорожного фонда в том случае, если это не противоречит принятому в муниципальном образовании порядку формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда.