Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного (муниципального) унитарного предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Пунктом 5 ст. 8 Закона № 161-ФЗ предусмотрено, что порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Следует отметить, что муниципальное образование как собственник имущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 124, п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 209 ГК РФ). Поэтому если материальные ценности не относятся к имуществу, ограниченному в обороте (п. 2 ст. 129 ГК РФ), они могут быть предметом сделок. Осуществляя правомочия собственника имущества унитарного предприятия, муниципальное образование в лице уполномоченных органов местного самоуправления, как это следует из приведенных выше норм, вправе передать такое имущество указанному предприятию на праве хозяйственного ведения.

Однако в рассматриваемой ситуации не совсем идет речь о передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия. В конкретном случае орган местного самоуправления планирует осуществить закупку систему очистки воды за счет средств местного бюджета с целью обеспечения имуществом МУП ввиду отсутствия денежных средств у последнего.

Согласно ст. 15 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств МО. В местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств МО, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств МО, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. Таким образом, за счет средств местного бюджета можно осуществлять расходы, которые непосредственно направлены на реализацию полномочий по вопросам местного значения.

Вопросы местного значения сельского поселения поименованы в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Обеспечение имуществом МУП не относится к вопросам местного значения. Кроме того, Законом № 161-ФЗ не установлена обязанность собственника имущества унитарного предприятия приобретать имущество для нужд МУП. Поэтому считаем, что расходование средств местного бюджета на данные цели не вполне соответствует нормам бюджетного законодательства.

Вместе с тем финансовая поддержка унитарного предприятия возможна путем предоставления ему из местного бюджета субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ на финансовое обеспечение его деятельности (смотрите, в частности, письма Минфина России от 29.07.2020 № 09-04-13/66227, от 05.06.2020 № 09-01-11/48788). Исходя из пп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа МО о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий на основании ст. 78 БК РФ, должны соответствовать Общим требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492. Субсидия предоставляется на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии, заключенного между юридическим лицом и органом, предоставляющим субсидию.

Анализ нормативных актов различных публично-правовых образований показывает, что практика субсидирования МУП распространена достаточно широко, а субсидии могут быть предоставлены на различные цели, в том числе на возмещение расходов, связанных с приобретением движимого имущества.

Таким образом, субсидия из местного бюджета может быть предоставлена унитарному предприятию в случае и порядке, предусмотренных решением представительного органа МО о местном бюджете и муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом должны соблюдаться условия, что в местном бюджете будут предусмотрены соответствующие бюджетные ассигнования на указанные цели, а муниципальным правовым актом будут определены указанные получатели субсидий.

Однако необходимо учитывать, что существуют положения БК РФ, прямо запрещающие МО устанавливать и исполнять некоторые расходные обязательства. В частности, финансовые полномочия органов местного самоуправления могут быть ограничены в зависимости от уровня дотационности бюджета МО (п. 3 ст. 136 БК РФ). Из этого следует, что наряду с вышеуказанными условиями орган местного самоуправления вправе предоставить субсидию МУП согласно ст. 78 БК РФ только в том случае, если бюджет сельского поселения не является дотационным.