Обязанность уведомлять органы службы занятости об увольняемых работниках возложена на работодателей Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно ч. 2 ст. 25 Закона при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Согласно ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, назначают на должность и освобождают от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. В типовой форме трудового договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329, на основе которого в силу ст. 275 ТК РФ заключается трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения, орган местного самоуправления именуется работодателем руководителя муниципального учреждения. Однако на сегодняшний день отсутствуют нормы федерального закона, из которых следует, что непосредственно работодателями руководителей муниципальных учреждений выступают органы местного самоуправления.

Таким образом, то обстоятельство, что в данном случае назначение на должность руководителя и заключение с ним трудового договора производилось главой администрации муниципального образования, не придает данному органу статуса работодателя. Заключая трудовой договор с руководителем учреждения, уполномоченный орган лишь осуществляет одно из полномочий работодателя, являясь его представителем и не вступая при этом в непосредственные трудовые отношения с руководителем.

Вывод о том, что работодателями руководителей государственных и муниципальных учреждений являются возглавляемые ими учреждения, а не органы власти, выполняющие в отношении таких учреждений функции и полномочия учредителей, подтверждается судебной практикой (см., например, Обзор судебной практики по рассмотрению районными (городскими) судами Калининградской области гражданских дел во втором полугодии 2016 года, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 24.08.2016 по делу № 33-8370/2016, апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 25.05.2012 по делу № 33-1463/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27.06.2016 по делу № 33-8221/2016).

Согласно п. 2, 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица. Соответственно, с этого момента полномочия руководителя организации прекращаются в силу закона (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2011 № Ф03-438/2011 по делу № А24-3039/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2009 № А19-6223/09).

Управление делами предприятия включает в себя также осуществление руководства в сфере трудовых отношений, представление юридического лица в трудовых отношениях в качестве работодателя. Если в силу предоставленных председателю ликвидационной комиссии полномочий последний должен представлять интересы ликвидируемого юридического лица в сфере трудовых отношений и наделен полномочиями по оформлению трудовых отношений с работниками предприятия, именно он оформляет документы об увольнении работников и подает сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».