Получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг авансовые платежи в размере и порядке, предусмотренных Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496.

Обоснование вывода:

Согласно п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При заключении соответствующих договоров (контрактов) казенному учреждению необходимо соблюдать нормы гражданского законодательства.

В частности, в соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (см., например, ст. 487 ГК РФ).

Однако, предусматривая в договорах (контрактах) условия об авансовых платежах, казенные учреждения должны также учитывать и иные требования, содержащиеся в законе или иных правовых актах. Законами (решениями) о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для учреждений – получателей бюджетных средств (к которым в силу положений ст. 6 БК РФ относятся казенные учреждения).

На федеральном уровне такие ограничения предусмотрены п.п. 18–20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – постановление № 1496).

По общему правилу федеральные казенные учреждения и органы власти вправе предусматривать авансовые платежи при обязательном выполнении следующих условий:

1) авансовые платежи не превышают ЛБО по соответствующему КБК (иной порядок может быть установлен только федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ);

2) в договор включено условие о последующих после выплаты авансах платежах в размере, не превышающем подтвержденную в соответствии с установленным Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утв. приказом Минфина России от 17.11.2016 № 213н (далее – Порядок) сумму фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом ранее произведенного авансового платежа.

Кроме того, п. 18 постановления № 1496 установлены предельные размеры авансовых платежей:

- авансовые платежи в размере, не превышающем 30 % суммы договоров, предусмотрены для основной массы договоров о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг, в т. ч. договора о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ;

- авансовые платежи в размере свыше 30 и до 80 % суммы договора могут быть предусмотрены по договорам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, если:

1) работы направлены на импортозамещение технологической продукции;

2) имеется подтверждение от уполномоченного органа о соответствии договора целям импортозамещения технологической продукции, полученное до проведения конкурентных способов определения контрагентов или осуществления закупки у единственного поставщика;

3) в договор включено условие об осуществлении казначейского сопровождения указанных авансовых платежей (за исключением контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с Законом № 44-ФЗ);

- авансовые платежи в размере свыше 30 и до 90 % суммы договора (за исключением договоров о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции) могут быть предусмотрены, если в договор, а также в договоры, заключаемые в рамках их исполнения, включено условие об осуществлении казначейского сопровождения указанных авансовых платежей.

По договорам о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключаемых на сумму, превышающую 600 млн руб., авансовые платежи могут быть предусмотрены в размере, не превышающем 30 % суммы договора при следующих условиях:

1) авансовые платежи не превышают ЛБО по соответствующему КБК;

2) в договор включено условие о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с Порядком (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 % суммы договора.

Авансы до 100 % суммы договора, но не более доведенных ЛБО по соответствующему КБК, могут быть предусмотрены по договорам:

- об оказании услуг связи;

- о подписке на печатные издания и об их приобретении;

- об обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки;

- об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

- о проведении госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства;

- о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом и о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;

- о проведении мероприятий по тушению пожаров;

- аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);

- обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии;

- о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом России с иностранными организациями.