Статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, осуществляют:

- органы местного значения муниципального района в части организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

- органы местного значения городского округа в части организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Организация мероприятий по охране окружающей среды отнесена к вопросам местного значения муниципального района, муниципального и городского округа (п. 9 ч. 1 ст. 15 и п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Следовательно, органы местного самоуправления сельских поселений не наделены полномочиями по реализации мероприятий, предусмотренных Законом № 7-ФЗ.

Как следует из ст. 33 Закона № 7-ФЗ, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и(или) документации, обосновывающих планируемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

На основании ст. 9 Закона № 174-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы отнесено:

- делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

- принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, информации об объектах экологической экспертизы;

- организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

- организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

- информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

- информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

Как следует из ст. 20 Закона № 174-ФЗ, общественная экологическая экспертиза – установление соответствия документов и(или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями.

На основании ст. 23 Закона № 174-ФЗ условием проведения общественной экологической экспертизы является:

- регистрация заявления общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций о ее проведении органами местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа, на территориях которых планируется хозяйственная и иная деятельность, а также к территориям которых прилегают внутренние морские воды, в случае проведения общественной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подп. 11, 18 п. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, территории или население которых могут быть затронуты последствиями намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Исходя из изложенного, у органов местного самоуправления сельского звена не должно быть административного регламента о регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования. В Федеральном законе четко указано, органы местного самоуправления каких категорий должны регистрировать поименованные заявления.