Судебная практика по нецелевому использованию бюджетных средств достаточно обширна.
К ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ привлекаются и учреждения, и орган власти, допустивший нецелевые траты. Что касается государственных (муниципальных) учреждений, к ответственности в основном привлекаются должностные лица.
Рассмотрим, кого и за что привлекали к ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств в 2019 году и в начале 2020 года.
Так, к ответственности по указанной статье КоАП РФ суды привлекали: государственный орган, администрацию муниципального образования; главного распорядителя бюджетных средств; государственное (муниципальное) учреждение. При этом иногда при полной доказанности вины юридического лица судьи снижают штраф до суммы менее минимального размера штрафа, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Также за нецелевое использование бюджетных средств к ответственности привлекались должностные лица: глава / и.о. главы муниципального образования; руководитель отдела администрации муниципального образования; председатель облдумы; руководитель регионального министерства; главный бухгалтер государственного или муниципального учреждения; руководитель государственного (муниципального) учреждения.
Отметим, что в судебной практике встречаются случаи, когда к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ привлекаются руководители, хотя за выполнение определенных функций были назначены ответственные лица.
Так, решением Ивановского областного суда от 08.10.2019 № 21-262/2019 за оплату выполненных не в полном объеме работ по строительству школы к ответственности был привлечен глава муниципального района. При этом надзор за строительством осуществляла специализированная организация, ответственным лицом были подписаны акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ. Суд указал, что глава муниципального района наделен правом первой подписи денежных и расчетных документов и при подписании заявок на кассовый расход не был лишен возможности проверить достоверность отраженных в представленных документах сведений.
Решением Красноярского краевого суда от 13.02.2020 № 7п-80/2020 к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ также привлечен глава МО в связи с перечислением средств на капитальный ремонт помещений, которые не находились в муниципальной собственности, при том, что на счете-квитанции на оплату капремонта присутствовала подпись начальника отдела недвижимости и земельных отношений администрации, подтвердившего достоверность суммы, подлежащей оплате. Суд указал, что глава администрации является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку как глава администрации района несет персональную ответственность за целевое использование бюджетных средств и обязан был проконтролировать правильность использования бюджетных средств.
Верховным судом Республики Бурятия виновным за неверное применение КБК был признан не бухгалтер, а глава МО. Суд указал на то, что должностной инструкцией главы муниципального образования предусмотрено, что он организует исполнение местного бюджета, является главным распорядителем средств местного бюджета, распорядителем сметой доходов и расходов (решение Верховного суда Республики Бурятия от 20.02.2020 № 12-30/2020).