Сразу отметим, что в действующем законодательстве понятие спонсорской помощи отсутствует. Единственный закон, в котором есть определения, относящиеся к спонсорству, – Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в ст. 3 которого содержатся следующие определения:

- спонсор – лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания или трансляции телевизионной или радиопередачи либо создания или использования иного результата творческой деятельности;

- спонсорская реклама – реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Таким образом, денежные средства, перечисляемые организации другим участником гражданского оборота как спонсорская помощь, с точки зрения закона подразумевают фактически плату, исполнение возмездного по существу договора оказания услуг, встречным предоставлением по которому будет размещение спонсорской рекламы.

Если же такое перечисление не подразумевает встречного предоставления, оно должно квалифицироваться как дарение, поскольку из ст. 431 ГК РФ следует, что суд квалифицирует договор, исходя из существа возникающих из него отношений, а не исходя из его названия или применяемой в нем терминологии. Поэтому рекомендуем отказаться от таких терминов в данных отношениях. Лучше заключить договор пожертвования.

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В соответствии со ст. 128 ГК РФ под вещами как объектами гражданских прав понимаются в том числе наличные деньги и безналичные денежные средства.

Круг лиц, в пользу которых может быть произведено пожертвование, установлен в п. 1 ст. 582 ГК РФ, среди них некоммерческие организации.

Любое казенное учреждение (в том числе администрация сельского поселения) является некоммерческой организацией (согласно п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее – Закон № 7-ФЗ). А в силу п. 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ источником формирования имущества некоммерческой организации являются в том числе добровольные пожертвования. Таким образом, в силу положений п. 1 ст. 582 ГК РФ, а также п. 1 ст. 26 Закона № 37-ФЗ казенное учреждение вправе принимать пожертвования денежных средств от сторонних организаций.

Пунктом 9.5.5 Порядка № 209н прямо предусмотрено, что пожертвования подлежат отнесению на подстатью 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ. Кроме того, пожертвования относятся на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.5 Порядка № 85н).

Перечень кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов приведен в Приложении 1 к Порядку № 85н. В указанном перечне представлены и доходы от пожертвований. Так, для отражения прочих безвозмездных поступлений от негосударственных организаций в бюджеты сельских поселений предусмотрен код 2 04 05099 10 0000 150.

В свою очередь, начисление доходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 205 00 «Расчеты по доходам» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 401 10 «Доходы текущего финансового года» (п. 78 Инструкции № 162н). При этом если соглашение о пожертвовании содержит какие-либо условия, которые должно выполнить учреждение для его получения, тогда начисление доходов следует отражать по кредиту соответствующего счета аналитического учета счетов 401 40 «Доходы будущих периодов».

Для учета операций по поступлению в доход бюджета платежей в бюджетном учете учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, предназначен счет 210 02 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» (п. 227 Инструкции № 157н). Поступление средств на лицевой счет администратора доходов отражается в бюджетном учете в порядке, предусмотренном абз. 15 п. 86 Инструкции № 162н.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет КДБ 1 205 55 564 Кредит КДБ 1 401 10 155 (1 401 40 155) – отражено начисление доходов.

2. Дебет КДБ 1 210 02 155 Кредит КДБ 1 205 55 664 – на основании Выписки из лицевого счета администратора доходов отражено поступление средств.

3. Дебет КДБ 1 401 40 155 Кредит КДБ 1 401 10 155 – отражено признание доходов доходами текущего периода.

В заключение отметим, что доходы, указанные в вопросе, следует отразить в форме 0503123 по коду КОСГУ 155, при этом в форме 0503110 указывается следующий номер счета бюджетного учета: 2 04 05099 10 0000 150 1 401 10 155.

Прием добровольных пожертвований от физических и юридических лиц оформляется соответствующим договором. Договор пожертвования является частным случаем договора дарения и должен совершаться в соответствующей форме.

Согласно ст. 574 ГК РФ такой договор следует заключать в письменной форме в случаях, когда:

- дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 руб.;

- договор содержит обещание дарения в будущем;

- передается объект недвижимого имущества.

В остальных случаях дарение может быть совершено в устной форме.

Таким образом, договор добровольного пожертвования заключается в письменной форме, если размер пожертвования составляет более 3000 руб.