Согласно ст. 262 ТК РФ учреждение-работодатель обязано предоставить одному из родителей (опекуну, попечителю) четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами. В соответствии с ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ.

Согласно п. 14 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375 первоначально оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами осуществляет работодатель за счет собственных средств, а затем обращается в ФСС РФ с заявлением о возмещении произведенных расходов.

В письме Минфина России от 21.03.2017 № 03-15-06/16239 приведены разъяснения об обложении страховыми взносами сумм среднего заработка, выплачиваемых работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами. По мнению Минфина России, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, не является страховым обеспечением и подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. При этом исходя из положений ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов работодателя как на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, так и на страховые взносы, начисленные на данные суммы, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых ФСС. То есть исходя из указанной нормы возмещению из ФСС подлежит не только сумма расходов дополнительных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, но и сумма страховых взносов, начисленных и уплаченных с данной выплаты.

Возмещение в текущем финансовом году указанных расходов, произведенных в том же финансовом году, отражается как восстановление кассовой выплаты, то есть по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата (п. 41 Порядка казначейского обслуживания, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н, п. 4 письма Минфина России от 16.10.2020 № 02-08-10/91015).

В соответствии с п. 53.1.1.4. Порядка № 82н, п. 10.6.6 Порядка № 209н оплата дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и страховые взносы с данной выплаты отражаются по элементу вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в увязке с подстатьей 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ (см. также письмо Минфина России от 16.10.2020 № 02-08-10/91015).

Порядок отражения ситуации в учете Инструкцией № 162н не определен. Поэтому его следует определить в рамках учетной политики в порядке, предусмотренном п. 7 Стандарта «Учетная политика...» и п. 2 Инструкции № 162н.

Начисление рассматриваемых расходов может отражаться:

- по дебету счета 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

- по дебету счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Однако при применении счета 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к нему должна быть введена дополнительная аналитика, которая бы позволила отделить суммы обязательств учреждения по оплате взносов и суммы, которые впоследствии будут возмещены ФСС. По нашему мнению, использование счета 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для учета расчетов с ФСС по оплате дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и страховых взносов с данной выплаты, которые впоследствии будут возмещены ФСС, представляется все же не совсем корректным.

На наш взгляд, более целесообразным было бы использование в этом случае счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». При таком подходе экономическая сущность фактов хозяйственной жизни будет отражена как самостоятельные расчеты с бюджетом и не затеряется среди других начислений на счете 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Поступление средств на восстановление расходов в отчетном году (в погашение «расходной» дебиторской задолженности текущего года) отражается по дебету счета 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» и кредиту счетов 0 303 05 730 (п. 111 Инструкции № 162н).

Таким образом, в случае, если осуществляется возмещение в текущем финансовом году указанных расходов, произведенных в том же финансовом году, то расчеты по оплате четырех дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, могут быть отражены с применением следующих корреспонденций счетов:

1. Дебет КРБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 302 66 737 – начислены обязательства работодателя по оплате четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

2. Дебет КРБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 303 ХХ 737 – начислены страховые взносы с выплаты.

3. Дебет КРБ 1 302 66 837 Кредит КРБ 1 304 05 266 – оплачены выходные дни сотруднику.

4. Дебет КРБ 1 303 ХХ 837 Кредит КРБ 1 304 05 266 – погашена задолженность по уплате страховых взносов, начисленных на сумму оплаты четырех выходных дней.

5. Дебет КРБ 1 304 05 266 Кредит КРБ 1 303 05 731 – поступило возмещение средств от территориального органа ФСС РФ.

Специальный порядок отражения операций по счетам санкционирования для расчетов по оплате четырех дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, в настоящее время не установлен. По общему правилу на основании кредитовых оборотов по счету 302 66 у учреждения есть основания для отражения операций по принятию обязательств в разрезе соответствующих подстатей КОСГУ в разрезе начисленных пособий, а также для отражения операций по принятию денежных обязательств. По нашему мнению, в целях корректного формирования Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) учреждению целесообразно отражать указанные операции с последующей корректировкой показателей обязательств по факту отражения на лицевом счете операции по восстановлению кассовых выплат при зачислении средств от ФСС РФ способом «Красное сторно».