Органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе семьям лиц, призванных на военную службу по мобилизации, но в пределах, которые обозначены вопросами местного значения. Это могут быть как программные, так и не программные мероприятия.

Что касается транспортировки тел умерших, то необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу), а в отношении умершего (погибшего) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, – за счет средств федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, а также в сфере обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий.

В настоящий момент основным документом, регламентирующим порядок погребения военнослужащих, является приказ министра обороны Российской Федерации от 12.04.2023 № 210 «Об определении Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы, ветеранов военной службы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, оплаты услуг по погребению, а также изготовления и установки намогильных сооружений (надгробий)» (далее – приказ). Данный приказ устанавливает в т. ч. порядок сопровождения и перевозки тел (останков) погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, к местам захоронения (кремации) и оплаты услуг по погребению, а также изготовления и установки намогильных сооружений (надгробий).

Согласно п. 3 приказа погребение военнослужащих производится за счет средств Министерства обороны в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий)». При этом приказ устанавливает, что перевозку тела (останков) погибшего (умершего) военнослужащего от места гибели (смерти) к месту погребения обеспечивает командир воинской части (руководитель организации), в которой погибший (умерший) военнослужащий проходил военную службу (военные сборы, выполнял отдельные задачи в области обороны в составе добровольческого формирования) (п. 18).

Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отнесено к основным задачам военных комиссариатов.

Комитет Государственной думы по региональной политике и местному самоуправлению полагает, что рассматриваемый вопрос не регулируется ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), согласно которой органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в ч. 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Таким образом, поскольку Федеральный закон № 131-ФЗ не относит к вопросам местного значения перевозку погибших военнослужащих в зоне СВО, то обязанность у органов местного самоуправления муниципальных образований организовывать данные мероприятия отсутствует. В этой связи Комитет Государственной думы по региональной политике и местному самоуправлению считает, что в случае возникновения таких расходов у муниципалитетов, в силу разных причин, они должны быть возмещены в порядке, определенном выше.