Согласно пп. «а» п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238, в п. 1 раздела II отчета указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, за вычетом объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) совокупный объем закупок (далее – СГОЗ) – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Финансовый год согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, на нормах которого, помимо прочего, основан Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.

Таким образом, СГОЗ представляет собой сумму средств, которую предполагается израсходовать на оплату:

а) по контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

б) по контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

в) по контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Формула для расчета СГОЗ выглядит следующим образом:

СГОЗ = а + б + в.

Аналогичный способ расчета СГОЗ приводится представителями Минэкономразвития России (в Информации от 04.06.2014, в ответе на вопрос 86 в письме от 30.09.2014 № Д28И-1889, письме от 06.12.2016 № Д28и-3332 и др.) и Минфина России (в письмах от 16.06.2017 № 24-01-09/37707 и от 24.08.2017 № 24-01-09/54336).

Как неоднократно указывали представители контролирующих органов, если по результатам определения контрагентов в течение года образовалась экономия денежных средств, то рассчитывать СГОЗ с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (разъяснения по вопросу 1.6 письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 № Д28и-1757, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2898, письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 № Д28и-2708). При этом в письме Минэкономразвития России от 21.04.2017 № Д28и-1632 указано, что при расчете СГОЗ учитываются лимиты бюджетных обязательств в том числе на оплату контрактов, а не только фактически затраченные на оплату контрактов денежные средства в текущем финансовом году. Изменение цены заключенного контракта или его расторжения не влияет на размер СГОЗ.

Таким образом, для целей применения ст. 30 Закона № 44-ФЗ и подготовки указанного в ч. 4 этой статьи отчета СГОЗ должен определяться как доведенный до заказчика объем финансового обеспечения, предназначенного для осуществления им оплаты по контрактам в соответствующем финансовом году. Факт неполного использования такого обеспечения в соответствии с указанными целями на размер СГОЗ не влияет.