В первую очередь напомним, что орган местного самоуправления самостоятельно определяет, какое имущество должно учитываться в составе основных средств, а какое – в имуществе казны.

Имущество может быть отнесено к казне, если оно предназначено:

- для реализации муниципальных задач и функций в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

- для решения задач по комплексному экономическому и социальному развитию поселения;

- для обеспечения обязательств публично-правового образования (социальных, денежных и т. д.);

- для безопасного и эффективного функционирования инфраструктуры поселения.

Ключевым для решения вопроса «что и где учитывать», являются – полномочия органа местного самоуправления. Если объекты нужны для исполнения администрацией возложенных на нее полномочий, то основные средства (оперативное управление), если нет – муниципальная казна.

Как известно, находящиеся в эксплуатации объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, учитываются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» (п.п. 50, 373 Инструкции № 157н).

Вместе с тем при передаче имущества в казну речь идет о прекращении права оперативного управления по решению собственника имущества. В такой ситуации учреждение для передачи имущества, учитываемого на забалансовом счете 21, вынуждено прекратить его эксплуатацию и восстановить на соответствующем балансовом счете 101 00 «Основные средства». При этом восстановление объектов основных средств на балансовом учете на основании соответствующего решения собственника имущества отражается с применением счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» по стоимости имущества, отраженного в составе основных средств на забалансовом счете 21 (п. 7 Инструкции № 162н).

На основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов восстановление основного средства в балансовом учете с целью его последующей передачи может быть оформлено Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) и Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Таким образом, в учете учреждения операции по восстановлению имущества на балансовом учете могут быть отражены следующей корреспонденцией счетов:

Дебет КРБ 1 101 3Х 310 Кредит КДБ 1 401 10 172 – отражено восстановление основного средства на балансовый учет в связи с принятием решения о передаче в казну;

одновременно уменьшение забалансового счета 21 – списание с забалансового учета основного средства, ранее выданного в эксплуатацию.

Дальнейшее выбытие имущества из учреждения в казну можно оформить Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). При этом конкретный перечень документов, прилагаемых к актам приема-передачи имущества, может определяться соответствующим органом в рамках его полномочий. Кроме того, для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны может оформляться извещение (ф. 0504805).

В рассматриваемой ситуации осуществляется передача имущества казенным учреждением в связи с прекращением права оперативного управления органу, осуществляющему права собственника имущества.

Согласно положениям Инструкции № 162н операции по передаче имущества в состав казны могут отражаться с использованием счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». Данный счет может быть задействован только в том случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств:

Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 101 3Х 410 – по факту прекращения права оперативного управления отражена передача объекта в казну.

Указанные операции не приводят к изменению показателей при формировании главным распорядителем бюджетных средств консолидированной отчетности. В то же время указанные операции приводят к изменению валюты баланса у каждой из сторон приема-передачи имущества, а при формировании индивидуальной отчетности получателя бюджетных средств находят отражение не только в Балансе (ф. 0503130) и Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), но и в Справке по консолидируемым расчетам (далее – Справка (ф. 0503125)) (п. 23 Инструкции № 191н). Соответствующие показатели, отражаемые сторонами в Справке (ф. 0503125), подлежат взаимной увязке. При этом Справка (ф. 0503125) формируется по балансовым счетам. Следовательно, стороны приема-передачи должны отражать информацию о поступлении (выбытии) имущества на балансовых счетах одновременно.

В ином случае передача основных средств органу, осуществляющему ведение бюджетного учета имущества казны, в рамках одного бюджета отражается с применением 0 401 20 280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям»:

Дебет КРБ 1 401 20 281 Кредит КРБ 1 101 3Х 410 – по факту прекращения права оперативного управления отражена передача объекта в казну.

Согласно п. 1.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 № 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120 при представлении Справки (ф. 0503125) в графе 6 по счету 1 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» отражается номер счета бюджетного учета с учетом положений п.п. 1.2.1–1.2.3 раздела 1 настоящего приложения к письму. Коды корреспондирующих счетов, которые казенные учреждения и органы власти отражают в графе 9 Справки (ф. 0503125) при ведомственной или межведомственной приеме-передаче активов, должны быть идентичными у передающей и принимающей стороны. Расхождения в части кодов КОСГУ по увеличению (уменьшению) активов в Справке (ф. 0503125) не допускаются. Консолидация расчетов в этом случае осуществляется финансовым органом публично-правового образования.