В Указе № 242 говорится об установлении нерабочих дней с сохранением заработной платы. При этом никакого механизма реализации данного требования не содержит ни сам указ, ни трудовое законодательство.
Как известно, заработная плата по своему определению, приведенному в ст. 129 ТК РФ, не является фиксированной величиной, поскольку включает в себя в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты, размер которых зависит от конкретных условий выполнения работы и ее результатов. То есть определить размер заработной платы можно только по итогам работы, а значит, совершенно не ясно, что именно сохранять за работником, который эту работу не осуществлял. В свою очередь, в трудовом законодательстве существуют ситуации, когда за работником сохраняется средний заработок. Однако, как видно, в Указе Президента говорится о сохранении именно заработной платы, а не среднего заработка.
Согласно п. 2 рекомендаций Минтруда России от 26.04.2021 работникам, на которых распространяется Указ, нужно выплатить заработную плату, предусмотренную трудовым договором, в том же размере, как если бы работник полностью отработал нерабочие дни.
Полагаем, это значит, что работодатель должен считать фактически отработанными все рабочие дни по графику работника, которые приходятся на нерабочий период, и рассчитывать размер оплаты труда исходя из этого. При этом работодатель не должен выплачивать заработную плату за те нерабочие дни, на которые приходятся периоды отсутствия работника на работе, не связанные с введением режима нерабочих дней (то есть отпуска, периоды временной нетрудоспособности и т. д.).