Согласно п. 23 Инструкции № 157н вновь построенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

В соответствии с пп. 127, 130 Инструкции № 157н учет операций по вложениям в объекты нефинансовых активов при их строительстве ведется учреждением на счете 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», на котором в ходе строительства объекта группируются все фактические затраты, связанные с его созданием (строительством).

При этом формирование первоначальной стоимости объекта недвижимости на счете 106 01 отражается в бюджетном учете на основании соответствующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам либо содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ; пп. 20, 25 Стандарта «Концептуальные основы...», Приложение № 5 к Приказу № 52н.

В соответствии с Указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100, для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется Акт о приемке выполненных работ (ф. № КС-2). Кроме того, в соответствии с Указаниями № 100 для расчетов с заказчиками за выполненные работы используется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3). Для передачи построенного объекта согласно ст. 753 ГК РФ составляется Акт, например, по форме № КС-11 (данная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в прошлом отчетном периоде расходы были приняты к учету учреждением на основании заключенного с контрагентом договора. Стоимость недвижимого имущества сформирована в 2020 году по стоимости, указанной в ф. №№ КС-2, КС-3. При этом взаиморасчеты по данному договору на текущий момент закрыты, задолженность контрагента по состоянию на 01.01.2021 в учете не числится. Полагаем, что в данном случае не идет речь об ошибке, так как в учете была отражена сумма на основании первичных документов. Искажение стоимости было обнаружено в текущем году только по результатам последующей проверки контрольно-счетным органом. Поэтому нет оснований для исправления ошибок прошлых лет и отражения операций, приводящих к возникновению обязанностей по возврату ранее произведенных контрагентам платежей по ранее завершенным с ними расчетам, а также для корректировки суммы вложений в объект строительства.

Специалисты финансового ведомства прямо указывают, что возмещение средств, использованных получателями бюджетных средств с нарушениями бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обеспечиваться лицом (лицами), допустившими указанное нарушение (письмо Минфина России от 14.07.2014 № 02-10-09/34216).

В данной ситуации поступление денежных средств от контрагента рассматривается в качестве «новой» хозяйственной операции и отражается в бюджетном учете в качестве компенсации затрат. Расчеты по суммам ущерба, причиненные незаконным (неправомерным) использованием бюджетных средств, подлежат отражению в учете получателя бюджетных средств на счете 209 30 «Расчеты по компенсации затрат» (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 02-06-10/8816).

При вынесении предписаний, представлений казенным учреждениям, содержащих требования о принятии мер по возврату средств соответствующего бюджета при их неправомерном использовании, применяется код классификации доходов бюджетов 000 1 13 02995 10 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов сельских поселений» (смотрите письмо Минфина России от 05.03.2020 № 02-05-11/16700). В то же время согласно прямым нормам, установленным п. 9.3.4 Порядка № 209н и п. 12.1.3 Порядка № 85н, компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ и АнКВД 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат».

По результатам контрольного мероприятия, проведенного контрольно-счетным органом, в бюджетном учете казенного учреждения первоначально (на основании предписания/представления) следует отражать операции по признанию доходов от компенсации затрат государства - по дебету счета 1 209 34 56Х «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от компенсации затрат» и кредиту счета 1 401 40 134 «Доходы будущих периодов от компенсации затрат» (п. 86 Инструкции № 162н).

При поступлении документально подтвержденного согласия виновного лица (подрядчика) на возмещение средств в бюджетном учете казенного учреждения подлежит отражению операция по признанию доходов будущих периодов доходами текущего периода. При отсутствии документа, подтверждающего согласие контрагента возвратить денежные средства, указанная операция может быть отражена одновременно с операцией по зачислению средств в доход бюджета по факту поступления средств на лицевой счет администратора доходов бюджета.