В связи с тем, что с 01.01.2023 вступит в силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предусматривающая возможность обжалования действий контрольных органов в судебном порядке только после их досудебного обжалования, с указанной даты досудебное обжалование будет производиться только в электронном виде посредством использования подсистемы государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности».
Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2018 г. № 482 урегулированы полномочия пользователей (в том числе контрольных органов) по работе в государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности». Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 21 апреля 2018 г. № 482 «О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» установлено, что пользователи государственной информационной системы:
а) поддерживают в актуальном виде перечни должностных лиц, которым предоставлен доступ к государственной информационной системе;
б) самостоятельно предоставляют и прекращают доступ к государственной информационной системе должностным лицам согласно утвержденным перечням, кроме лиц, наделенных ролью координатора;
в) незамедлительно информируют оператора государственной информационной системы о замене координатора;
г) обеспечивают соблюдение требований о защите информации на автоматизированных рабочих местах, в том числе переносных, используемых для работы в государственной информационной системе;
д) используют информацию, содержащуюся в государственной информационной системе, исключительно в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности;
е) обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой в государственной информационной системе.
Пунктом 5 постановления № 482 предусмотрено, что в составе государственной информационной системы функционирует подсистема, обеспечивающая досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в рамках запланированного, проводимого или завершенного контрольного (надзорного) мероприятия. Ведение государственной информационной системы при обеспечении досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с Правилами ведения подсистемы досудебного обжалования государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Правила).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что подсистема досудебного обжалования поддерживает ролевую модель управления доступом, включая роль координатора, руководителя (заместителя руководителя), помощника руководителя, должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы, администратора.
Роль координатора исполняет должностное лицо (лица) Аппарата Правительства Российской Федерации, автономной некоммерческой организации «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» и(или) Министерства экономического развития Российской Федерации и предусматривает полномочия по организации и внедрению подсистемы досудебного обжалования в контрольных (надзорных) органах, взаимодействию с оператором государственной информационной системы, в том числе по вопросам эксплуатации и развития подсистемы досудебного обжалования, мониторингу использования и оценке степени внедрения подсистемы досудебного обжалования контрольными (надзорными) органами, а также по доступу к результатам работы контрольных (надзорных) органов, к просмотру отчетов и к информационным панелям.
Роль руководителя (заместителя руководителя) предусматривает полномочия по рассмотрению и подписанию решений по жалобе, назначению и переназначению исполнителя, рассмотрению жалоб самостоятельно, контролю за ходом и сроками рассмотрения жалоб.
Роль помощника руководителя предусматривает полномочия по определению должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы, а также контроль за ходом и сроками рассмотрения жалоб.
Роль должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы, предусматривает полномочия по рассмотрению материалов жалобы, принятию решений по ходатайствам, продлению сроков рассмотрения жалоб и подготовке проектов решений по жалобам.
Роль администратора предусматривает полномочия по настройке и предоставлению доступа к личным кабинетам подсистемы досудебного обжалования, формированию сообщений о программно-технических ошибках функционирования подсистемы досудебного обжалования, информационной и программно-технической поддержке пользователей подсистемы досудебного обжалования.
Контрольные (надзорные) органы, их должностные лица, являющиеся пользователями подсистемы досудебного обжалования, обеспечивают достоверность и актуальность размещаемой ими в подсистеме досудебного обжалования информации.
С целью распределения ролей между сотрудниками и внесения изменений в их должностные регламенты необходимо определить сотрудников, ответственных за работу с жалобами, с учетом ролей, предусмотренных в подсистеме досудебного обжалования ГИС ТОР КНД.
В соответствии с Руководством по работе с подсистемой досудебного обжалования (Версия 2.0.):
АДМИНИСТРАТОР
1. Создание новой учетной записи пользователя с указанием его роли в рассмотрении жалоб.
2. Настройка шаблонов документов.
3. Настройка профиля личного кабинета контрольного (надзорного) органа.
СЕКРЕТАРЬ
1. Назначение и переназначение жалобы на исполнителя.
РУКОВОДИТЕЛЬ
1. Назначение жалобы на исполнителя.
2. Перенаправление жалобы в другое структурное подразделение.
3. Принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы.
4. Принятие решения по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения.
5. Принятие решения по ходатайству о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.
6. Запрос дополнительной информации по жалобе.
7. Принятие итогового решения по жалобе.
8. Продление срока рассмотрения жалобы.
ИНСПЕКТОР
1. Подготовка проекта решения об отказе в рассмотрении жалобы.
2. Перенаправление жалобы в другое структурное подразделение.
3. Подготовка проекта решения по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения.
4. Подготовка проекта решения по ходатайству о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.
5. Запрос дополнительной информации по жалобе.
6. Подготовка проекта итогового решения по жалобе.
7. Продление срока рассмотрения жалобы.
Внести изменения в должностные регламенты должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб.
Рекомендуется раздел «Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности руководителя» должностных регламентов (должностных инструкций) указанных должностных лиц дополнить показателем следующего содержания:
«Раздел IX. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности «Достижение (указывается должность и структурное подразделение) за расчетный период с «____»__________20___г. по «____»___________20___г. показателя эффективности деятельности, сформированного по результатам анализа применения механизма досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц, в части соблюдения сроков рассмотрения таких жалоб, равного 0 от общего числа поступивших жалоб (принимая во внимание, что срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней)».
Что касается разработки внутренней инструкции по рассмотрению жалоб, предусматривающей рассмотрение жалоб в срок до 15 рабочих дней, то, во-первых, ее разработка не предусмотрена ни Законом № 248-ФЗ, ни постановлением № 482. Внутренняя инструкция не относится к муниципальным нормативным правовым актам, она только регулирует вопросы определения особенностей порядка рассмотрения жалоб внутри конкретного контрольного органа (кто согласует жалобу, подписывает решение по жалобе, какие сроки установлены для подписания, для перенаправления жалобы в другое структурное подразделение и т. д.). О ней идет речь только в прилагаемом Руководстве по работе с подсистемой досудебного обжалования (Версия 2.0). Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по ее разработке.
Во-вторых, ст. 43 Закона № 248-ФЗ предусмотрен срок для рассмотрения жалоб – 20 дней, и такой же срок рассмотрения жалоб закреплен в Положениях по муниципальному контролю, поэтому, на наш взгляд, установление иного срока рассмотрения жалоб приведет к противоречию с нормами Федерального законодательства и Положения по муниципальному контролю.