По общему правилу МУП может быть преобразован по решению собственника его имущества в муниципальное учреждение. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством РФ о приватизации (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статья 37 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» допускает создание акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью в результате преобразования унитарного предприятия.

К созданию АО и ООО применяются общие правила о приватизации муниципального имущества. При этом нужно помнить, что АО или ООО не всегда получает все, что принадлежало предприятию: есть имущество, приватизация которого запрещена.

К уставам обществ, которые создаются в порядке приватизации унитарного предприятия, закон предъявляет два особых требования:

1) устав должен содержать цели и предмет деятельности общества (п. 3 ст. 37 Закона о приватизации);

2) устав ООО, 100 % уставного капитала которого принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, не может предусматривать преимущественное право этого ООО на приобретение доли, которую продает его участник (п. 7 ст. 37 Закона о приватизации).

В остальном уставы хозяйственных обществ должны соответствовать общим требованиям ст. 11 Закона об АО и ст. 12 Закона об ООО (п. 2 ст. 37 Закона о приватизации).

Согласно ст. 10 Закона о приватизации приватизация муниципального имущества производится на основании соответствующих планов, а порядок планирования приватизации такого имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно. Собственник имущества МУП, права которого осуществляют органы местного самоуправления, принимает решение о приватизации предприятия (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 29 Закона № 161-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 14 Закона о приватизации порядок принятия решений об условиях приватизации МУП определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с правилами, установленными ст. 11, п. 4 ст. 37 Закона о приватизации, размер уставного капитала создаваемого общества соответствует балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, расчет которых производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Принимая решение о реорганизации МУП в форме его преобразования в общество с ограниченной ответственностью, собственник его имущества:

- утверждает передаточный акт, в котором определяет состав подлежащего приватизации имущества, в том числе и недвижимого (передаточный акт составляется в соответствии с требованиями ст. 59 ГК РФ, ст. 11 Закона о приватизации на основе данных акта инвентаризации предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке предприятию, и о правах на них);

- утверждает устав общества с учетом требований Закона об ООО и предусмотренных Законом о приватизации особенностей;

- определяет количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначает членов совета директоров (наблюдательного совета) и его председателя, назначает членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества на период до первого общего собрания участников общества, ревизионной комиссии, решение о назначении ревизора принимается, если наличие в создаваемом обществе соответствующих органов предусматривается в его уставе (п.п. 2, 3, 6 ст. 37 Закона о приватизации).

Руководитель предприятия, преобразованного в ООО, назначается директором (генеральным директором) этого общества до первого общего собрания участников общества (п. 5 ст. 37 Закона о приватизации). Поскольку в уставный капитал создаваемого ООО передается исключительно имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП и собственности муниципального образования, единственным участником создаваемого ООО будет муниципальное образование – собственник имущества реорганизуемого МУП.

В течение трех дней со дня принятия решения о преобразовании МУП в ООО в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации, за подписью руководителя МУП (см. также ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 7 ст. 29 Закона № 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

На основании уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ при реорганизации ООО в форме преобразования не требуется:

- опубликовывать уведомление о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» (см. также решение ФНС от 28.10.2015 № 64-p);

- досрочно исполнять обязательства перед кредиторами общества.

С 12 ноября 2019 года юридическому лицу необходимо размещать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru) уведомление о реорганизации юридического лица с указанием: сведений о каждом участвующем в реорганизации создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, формы реорганизации, порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом. Уведомление вносится в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации (пп. «н.6» п. 7, п.п. 8, 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Также регистрирующий орган (ИФНС) размещает в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц информацию о внесении в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Документы на регистрацию могут быть поданы (по месту нахождения реорганизуемого юридического лиц) по истечении трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ, см. также письма ФНС России от 27.08.2015 № ГД-3-14/3272@, от 29.07.2015 № ЕД-3-14/2874@, от 31.07.2019 № ПА-4-14/15056@). Для регистрации реорганизации в форме преобразования представляются:

- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Заявителем в этом случае выступает лицо, уполномоченное органом местного самоуправления (им может быть, в частности, руководитель МУП). Подлинность подписи заявителя в заявлении свидетельствуется нотариально (п. 1.2, пп. «д» п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ);

- устав общества;

- передаточный акт;

- документ об уплате государственной пошлины (ее размер составляет 4000 руб.) (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). Реорганизация в форме преобразования считается завершенной, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность с момента государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона № 129-ФЗ, п. 3 ст. 51 Закона об ООО).

Сведения о внесении в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица, образованного при преобразовании, также размещаются регистрирующим органом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).