Бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). В качестве собственника имущества могут выступать различные публично-правовые образования – Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (ст.ст. 214, 215 ГК РФ). Права собственника от имени публично-правовых образований в рамках своей компетенции осуществляют органы госвласти и органы местного самоуправления (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).
Вместе с этим, согласно ст.ст. 124, 125 ГК РФ, бремя содержания имущества должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым соответствующее имущество принадлежит на праве оперативного управления. Напомним, что к юридическим лицам, которым государственное (муниципальное) имущество может принадлежать на праве оперативного управления, относятся, в частности, органы власти (местного самоуправления) и их территориальные органы, казенные, бюджетные и автономные учреждения (ст.ст. 124, 125, 214, 215, 218, 299 ГК РФ).
То есть собственник, передав имущество в оперативное управление учреждению, возлагает на последнее и обязанности по содержанию такого имущества (см., например, определение Верховного суда РФ от 13.10.2015 № 304-ЭС15-6285).
Также в публично-правовом образовании может быть создано специальное уполномоченное казенное учреждение, которое будет обеспечивать централизацию закупок по содержанию недвижимости казенных и бюджетных учреждений. Речь идет, в частности, об оплате капвложений, а также работ по текущему и капитальному ремонту. Уполномоченной организацией может быть и орган власти или местного самоуправления.
Возможность осуществления расходов на содержание имущества учреждений в рамках государственного контракта заказчиком в случаях, если он не является выгодоприобретателем, подтверждается разъяснениями специалистов финансового ведомства (см., в частности, письмо Минфина России от 21.04.2016 № 02-07-10/23382).
Однако действующее законодательство на сегодняшний день не содержит какой-либо закрытый перечень (состав) расходов по содержанию имущества в целях применения упоминаемых выше норм гражданского законодательства. К таким расходам могут быть отнесены любые затраты, понесенные с целью поддержания и(или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объектов имущества, связанные с обслуживанием и ремонтом (текущим и капитальным) этих объектов (см., в частности, перечень расходов, подлежащих отнесению на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»).
Учитывая изложенное, считаем, что осуществление органом местного самоуправления расходов, связанных с ремонтом имущества, закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными ему учреждениями, правомерно.
Однако это не означает, что ремонтируемые объекты должны учитываться на балансовых счетах заказчика органа местного самоуправления. Нормативные документы не содержат требований о необходимости в такой ситуации закрепления имущества за заказчиком на праве оперативного управления.
Более того, правовыми актами не предусмотрена и передача заказчиком произведенных расходов иному субъекту учета для целей формирования финансового результата. Вместе с тем заказчик ремонтных работ может передать балансодержателю основных средств заверенные копии документов, подтверждающих объем и стоимость произведенных на объекте работ (см., к примеру, письмо Минфина России от 08.02.2019 № 02-06-10/7927). Это может быть необходимо, в частности, для включения информации о выполненном ремонте в Инвентарную карточку (ф. 0504031).
Расходы органа местного самоуправления, связанные с осуществлением ремонтных работ, должны учитываться по общеустановленным правилам. Стоимость таких работ может списываться на расходы текущего финансового года (счет 401 20 «Расходы текущего финансового года») или учитываться в составе затрат на изготовление продукции, выполнение работ, услуг (счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг») в зависимости от порядка, утвержденного учетной политикой. Причем расходы должны списываться не в конце года, а по мере выполнения договорных обязательств. В связи с этим передача расходов по ремонту имущества его балансодержателю не производится. В бюджетном учете органа местного самоуправления отражаются следующие записи:
Дебет 1 401 20 225 (1 109 ХХ 225) Кредит 1 302 25 73Х – приняты к учету расходы на ремонт имущества, закрепленного на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями.