Условия, при которых бюджетное учреждение может оказывать платные услуги, являются общими для всех государственных и муниципальных учреждений. Так, эти услуги должны соответствовать цели создания учреждения и служить ее достижению. Устав учреждения должен содержать право осуществлять приносящую доход деятельность, а само учреждение – иметь имущество рыночной стоимостью не менее 10 тыс. руб. (п. 4, 5 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Обычно учреждение оказывает платные услуги сверх государственного (муниципального) задания. Однако в определенных федеральными законами случаях оно может их оказывать и в пределах задания учредителя (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Если платные услуги относятся к виду деятельности, который подлежит лицензированию, учреждение вправе оказывать услуги только после того, как получит лицензию.

Чтобы оказывать платные услуги, бюджетное учреждение должно принять Положение о платных услугах и прейскурант. Отдельные требования к таким документам могут содержаться в муниципальных актах.

В некоторых случаях положение о платных услугах принимает муниципалитет для всех подведомственных ему учреждений определенной сферы. В таком случае принимать отдельный локальный акт не требуется.

Положение о платных услугах важно принять, поскольку оно позволяет регламентировать порядок оказания таких услуг, избежать нарушений закона при оказании. В такое положение обычно включается перечень платных услуг, порядок их предоставления, стоимость услуг (или порядок определения цены), порядок расходования полученных средств, контроль за предоставлением платных услуг. Приложением к нему зачастую выступает форма договора на оказание платных услуг.

Прейскурант содержит полный перечень услуг и их стоимость. Он может быть как отдельным документом, так и приложением к Положению о платных услугах. Удобнее принимать его в виде отдельного документа, утверждаемого приказом руководителя учреждения. Тогда при каждом изменении цен учреждению не нужно будет вносить изменения в Положение о платных услугах.

Непосредственно перед оказанием платных услуг необходимо заключить договор с потребителем услуги. Если услуги предоставляются населению, то эти документы должны учитывать законодательство о защите прав потребителей.

Как правило, такой договор составляют в письменной форме в виде единого документа. Форма договора обычно утверждается вместе с Положением об оказании платных услуг.

В договоре обязательно должен быть указан перечень платных услуг, их стоимость, сроки и порядок оплаты, а также сроки оказания услуг. Поскольку на платные услуги учреждений распространяется законодательство о защите прав потребителей, нельзя включать в договор условия, ущемляющие их права. Такие условия ничтожны (п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В устной форме по общему правилу договор может быть заключен, если услуги оказываются непосредственно при их оплате (п. 2 ст. 159 ГК РФ). О возможности заключить устный договор обычно указывается в Положении о платных услугах. При этом учреждение в доказательство предоставления услуги выдает потребителю письменный документ. Например, входной билет или кассовый чек.

Порядок определения стоимости услуг зависит от того, к какому виду деятельности они относятся. Для основной деятельности этот порядок по общему правилу устанавливает учредитель. Например, тарифы на услуги муниципальных учреждений по общему правилу вправе установить муниципалитет (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

По иным (неосновным) видам деятельности бюджетные учреждения также оказывают платные услуги. Плату за них учреждение может устанавливать самостоятельно, если это предусмотрено в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», письмо Минфина России от 20.03.2020 № 09-07-10/21722).