По общему правилу к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Вопросы квалификации произведенных работ в качестве реконструкции, модернизации или ремонта относятся к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (п. 34 Инструкции № 157н). Подобные вопросы не относятся к компетенции бухгалтерской службы государственного (муниципального) учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами. Такое решение оформляется в письменном виде по форме, предусмотренной локальным актом учреждения (протокол, акт и т.п), подписанным членами профильной комиссии и утвержденным руководителем учреждения (иным уполномоченным лицом).
Таким образом, в зависимости от принятого комиссией решения в бюджетном учете казенного учреждения отражаются соответствующие записи.
В рассматриваемом случае учреждением принято решение, что пристройка к зданию является работами, связанными с модернизацией здания, а в соответствии с п. 19 стандарта «Основные средства», п. 27 Инструкции № 157н при проведении реконструкции, модернизации объектов нефинансовых активов производится изменение их первоначальной (балансовой) стоимости. Иными словами, затраты на реконструкцию, модернизацию относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных сметой объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов по результатам проведенных работ.
Отметим, что Инструкциями №№ 157н и 162н не предусмотрен специальный порядок документального оформления проводимых работ по модернизации объектов основных средств собственными силами, а также Приказом № 52н не установлены унифицированные формы документов для рассматриваемой ситуации. Поэтому учреждение имеет право разработать такой порядок самостоятельно и закрепить в учетной политике.
В первую очередь, с целью определения объемов работ и предполагаемых затрат необходимо подготовить проектно-сметную документацию. Это может быть дефектная ведомость, на основании которой составляется калькуляция предполагаемых расходов. При этом перечень затрат не является исчерпывающим. Помимо расходных материалов, могут включаться следующие затраты:
- расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе выполнения работ;
- расходы на содержание и эксплуатацию, амортизацию основных средств и иного имущества;
- иные расходы.
Учреждению необходимо самостоятельно разработать методику расчета таких затрат, включаемых в сметную стоимость.
Положения Инструкций №№ 157н и 162н также не содержат специального порядка документального оформления списания материальных запасов при проведении работ по модернизации объекта силами учреждения (хозяйственным способом). В то же время основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материалов служит Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Таким актом, по сути, оформляется решение руководителя организации о списании материальных запасов, основанное на выводах профильной комиссии и подтвержденное соответствующими документами, например:
- Требование-накладная (форма 0504204);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210).
Заключительным этапом оформления хозяйственных операций, связанных с пристройкой, является оформление Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). При осуществлении работ хозяйственным способом данный акт составляется в одном экземпляре, подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объекта, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Соответствующую информацию о проведении работ по модернизации здания необходимо отразить в Инвентарной карточке учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031). В частности, информацию об увеличении стоимости здания следует отразить в раздел 2 «Стоимость объекта, изменение балансовой стоимости, начисление амортизации», а сведения о пристройке могут быть внесены в раздел 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта».
Независимо от способа проведения работ (собственными силами или с привлечением подрядной организации) затраты, связанные с реконструкцией (в том числе с элементами реставрации), модернизацией объектов основных средств, учитываются по дебету счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (увеличение стоимости).
Так как в процессе проведения работ собственными силами по модернизации, реконструкции здания в составе затрат могут учитываться материальные запасы, оплата труда работников, страховые отчисления с заработной платы и т.д., соответственно, учет данных операций отражается по дебету счета 0 106 01 310 в корреспонденции с кредитом счетов аналитического учета 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 303 00 000, 0 105 00 000 (п. 33 Инструкции № 162н).
В свою очередь, принятие к бухгалтерскому учету увеличения первоначальной (балансовой) стоимости реконструированного, модернизированного объекта отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 106 01 310 «Вложения в основные средства» (п. 7 Инструкции № 162н).
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения оформляются следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 105 3Х 447, 1 302 ХХ 73Х, 1 303 ХХ 731, 1 208 ХХ 66Х - отражены расходы на проведение модернизации здания в связи с пристройкой;
2. Дебет КРБ 1 101 1Х 310 Кредит КРБ 1 106 11 310 - отражено увеличение первоначальной стоимости здания в результате модернизации (реконструкции).
Отметим, что проведение реконструкции, модернизации здания может привести к увеличению срока его полезного использования. Пересмотр срока осуществляется по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. Изменение срока полезного использования в случае расчета амортизационных начислений линейным способом повлечет за собой необходимость изменения нормы амортизации (п. 85 Инструкции № 157н). Расчет годовой суммы амортизации производится при линейном способе исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования.