По нашему мнению, данные средства представляют из себя субсидии. Субсидии, получаемые коммерческими организациями и ИП, в НК РФ не относятся к целевым средствам и не освобождены от налогообложения. Поэтому их необходимо включать в налогооблагаемые (внереализационные) доходы. Таким образом, средства, полученные КФХ, применяющим УСН, на приобретение сельскохозяйственной техники, должны отражаться в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиком, применяющим УСН, учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При этом не учитываются доходы, перечисленные в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, в частности, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, а также доходы ИП, облагаемые НДФЛ в виде дивидендов и по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

В целях гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах:

1) российскими физическими лицами;

2) некоммерческими организациями:

- иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

3) институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти на реализацию указанных государственных программ и проектов, а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации.

С учетом этого Минфин России разъясняет, что средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством или ИП, применяющим УСН, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях ст. 251 НК РФ. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» налогоплательщиками, применяющими УСН. Указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Согласно ст. 25 Закона № 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП), осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных Законом № 209-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях реализации Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, из которой следует, что поддержка фермеров осуществляется посредством предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Финансирование мероприятий по поддержке фермеров осуществляется на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым Советом министров Республики Крым (постановление от 13 декабря 2019 г. № 732) утвержден порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на реализацию регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым (постановление Совета министров Республики Крым от 25 июля 2024 г. № 408).

Из содержания постановления Совета министров Республики Крым от 25 июля 2024 г. № 408 следует, на наш взгляд, что, хотя выделяемые средства субсидии и названы грантом, они не являются таковым в понимании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Кроме того, предоставляющее средства Министерство сельского хозяйства Республики Крым является органом исполнительной власти Республики Крым. Такой статус не позволяет нам отнести его к грантодателям из подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Фактически данные средства представляют из себя субсидии. Субсидии, получаемые коммерческими организациями и ИП, в НК РФ не относятся к целевым средствам и не освобождены от налогообложения. Поэтому их необходимо включать в налогооблагаемые (внереализационные) доходы.

Исходя из этого и с учетом разъяснений Минфина России, полагаем, что средства, полученные КФХ, применяющим УСН, на приобретение сельскохозяйственной техники должны отражаться в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.17 НК РФ (см. письма Минфина России от 19.09.2014 № 03-11-11/47200, от 21.07.2014 № 03-04-07/35645, от 04.09.2013 № 03-11-11/36397, от 28.03.2013 № 03-11-11/120, от 08.02.2013 № 03-11-11/58, а также постановление АС Поволжского округа от 08.11.2017 № Ф06-25870/17 по делу № А72-16123/2016).

Порядок признания доходов, предусмотренный абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм таких выплат (средств) (абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Положения абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ применяются как при расходовании средств субсидий после их получения, так и в целях возмещения расходов налогоплательщика, произведенных в налоговом периоде до получения средств субсидий в этом же налоговом периоде (абз. 10 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 20.04.2020 № 03-11-11/31795).