В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно абзацу второму ч. 1 ст. 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон № 66-ЗРК/2015) положения ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 01 января 2025 года.

Таким образом, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Крым осуществляется до 01 января 2025 года без учета особенностей, установленных ст. 39.18 ЗК РФ, но в соответствии с иными положениями ЗК РФ, регулирующими порядок предоставления земельных участков (ст. 39.14 ЗК РФ), а также с учетом положений нормативных правовых актов Республики Крым.

Исходя из изложенного, в рассматриваемой ситуации земельный участок может быть приобретен в собственность за плату без проведения торгов путем подачи заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, указываются:

- фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

- кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3 настоящего Кодекса оснований;

- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

- цель использования земельного участка;

- реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

- почтовый адрес и(или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В соответствии с п. 5–7 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем 20 дней (в 2024 году – 14 календарных дней) со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Проект договора, указанного в пп. 1 п. 5 настоящей статьи, выдается заявителю или направляется ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

Проект договора, направленный заявителю, должен быть им подписан и представлен в уполномоченный орган не позднее чем в течение 30 дней со дня получения заявителем проекта указанного договора.

Вместе с тем следует обозначить и другую позицию по данному вопросу.

Частью 1 ст. 3 Закона № 66-ЗРК/2015 установлено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в п. 1–10 ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, в порядке, установленном ст. 6 настоящего Закона, а гражданам, указанным в п. 11–13 ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, в порядке, установленном ст. 6-1 настоящего Закона.

Часть 3 ст. 3 Закона № 66-ЗРК/2015 содержит положение, согласно которому гражданам для иных целей, кроме перечисленных в части первой настоящей статьи, земельные участки предоставляются в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Некоторые эксперты трактуют норму ч. 3 ст. 3 Закона № 66-ЗРК/2015 как запрет на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд нельготным категориям граждан, однако из буквального толкования указанной нормы, в том числе в связке с абзацем вторым ч. 1 ст. 18, это не следует.

Во-первых, речь идет об иных целях, а не гражданах. Во-вторых, если нельготным категориям граждан нельзя приобретать указанные земельные участки, то утрачивается смысл в отсрочке вступления в силу положений ст. 39.18 ЗК РФ.