Согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
То есть для отражения на балансовом учете объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (в частности выписка из ЕГРП).
Однако, несмотря на сказанное объект мог быть учтен на балансе при принятии соответствующего решения балансодержателем автомобильной дороги.
Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
После получения технических и кадастровых паспортов на каждую дорогу отдельно фактически балансодержателем принимается решение о выбытии объекта с баланса и постановке нового на учет.
Выбытие объекта отражается бухгалтерской справкой. Основанием может служить решение профильной комиссии учреждения о поступлении и выбитые основных средств. Другим вариантом может быть разукомплектация объекты основных средств. Если составные части основного средства пришли в негодность или их дальнейшее использование в качестве единого комплекса нецелесообразно, должностными лицами учреждения может быть принято решение о произведении разукомплектации этого объекта основных средств.
Действующая методология не предусматривает принятия каких-либо нормативно-правовых актов. Однако приятие таких актов может быть предусмотрено инструкцией по делопроизводству или положением о документообороте учреждения. Это будут индивидуальные акты, например, о разукомплектации объекты основных средств в связи с получением технических паспортов на каждую дорогу отдельно.
Принятые к учету после проведенной разукомплектации объекты основных средств могут функционировать самостоятельно. На учет объекты ставятся в общем порядке по первоначальной стоимости, которая формируется по данным кадастровых паспортов.
Бухгалтерские записи по отражению операций по разукомплектации основных средств приведены в п. 7, 10 Инструкции № 162н. В соответствии с указанными положениями инструкций принятие к учету полученных в результате разукомплектации основных средств отражается по дебету соответствующих аналитических счетов счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».
Одновременно отражается сумма накопленной до разукомплектации амортизации по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих аналитических счетов счета 0 104 00 000 «Амортизация».
Аналогичный порядок отражения операций по принятию к учету основных средств, образовавшихся в результате разукомплектации, содержится в письмах Минфина РФ от 29.12.2017 № 02-07-10/88347, от 20.07.2016 № 02-07-10/42570.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
Орган местного самоуправления самостоятельно определяет, какое имущество включить в состав муниципальной казны, а какое отнести к объектам основных средств, т. е. передать в оперативное управление администрации сельского поселения как юридическому лицу – казенному учреждению.
В основе обоснования, как правило, лежит принцип «необходимо ли данное имущество для исполнения полномочий органа местного самоуправления или нет». Если да, то основные средства, если нет – муниципальная казна.
Перевод имущества в состав муниципальной казны возможен в любое время.
Учет имущества казны, как правило, осуществляется на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возлагаются функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом (см., например, письмо Минфина России от 03.03.2006 № 03-06-01-04/56).
Таким образом. администрация может принять решение о передачи автомобильных дорог в состав муниципальной казны в любое время.
В настоящее время органы местного самоуправления ведут бюджетный учет в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), и Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).
Согласно требованиям Инструкции № 157н учет объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, осуществляется на балансовом счете 10800 «Нефинансовые активы имущества казны».
В рассматриваемой ситуации объекты основных средств, закрепленные за Администрацией муниципального образования (учреждением) на праве оперативного управления и учитываемые на счете 1 101 00 000 «Основные средства», передаются в состав имущества казны.
Таким образом, по сути, осуществляется передача учреждением муниципального имущества с прекращением права оперативного управления органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника имущества.
В соответствии с положениями Инструкции № 162н в рассматриваемом случае в бюджетном учете могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 101 00 410 - переданы администрацией (муниципальным казенным учреждением) с прекращением права оперативного управления основные средства в казну;
2. Дебет КРБ 1 104 00 410 Кредит КРБ 1 401 20 241 - передана начисленная амортизация;
3. Дебет гКБК 1 108 50 310 Кредит КДБ 1 401 10 180 - приняты органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника имущества, в состав имущества казны объекты основных средств;
4. Дебет КДБ 1 401 10 180 Кредит гКБК 1 104 50 410 - отражение суммы ранее начисленной амортизации.